В прошлом году, через 90 лет после создания, в нашем городе состоялась презентация обновленного первого историко-игрового отечественного фильма «Оборона Севастополя». Так было положено начало проведению в Севастополе Дней Ханжонкова, которые прежде проводились в Ялте-городе, где жил и творил замечательный режиссер и продюсер. И вот ныне мы становимся полноправными участниками фестивального мемориала, который в этом году посвящается 125-летию со дня рождения кинорежиссера и 200-летию со дня рождения П.С.Нахимова. И он теперь так и называется-«Дни Ханжонкова в Севастополе».В канун этого знаменательного события мы встретились с одним из организаторов фестиваля киноведом-кинорежиссером Борисом Арсеньевым.-Я начну с того, что приглашу севастопольцев, ветеранов войны и труда 9 августа в 14.00 в Дом офицеров флота на просмотр уникального кинофильма «Оборона Севастополя». Вход для всех-свободный. Эту акцию проводят Фонд Ролана Быкова, фестивальный центр «Солнышко Тавриды» при участии многих организаций, в том числе Музея героической обороны и освобождения Севастополя, управления по воспитательной работе ЧФ РФ. Главное, что ныне мы привозим новую копию, которую специально по нашей просьбе изготовило Министерство культуры России совместно с Фондом Ролана Быкова. Исходный материал хранится в Госфильмофонде, в Белых Столбах. Эту копию-единственную!-нам предоставили совершенно бесплатно, хотя это весьма дорогое удовольствие.
-Борис Михайлович, в том, как вы рассказываете о Ханжонкове, чувствуется не просто ваше преклонение перед ним-первым продюсером российского кинематографа. Вы восторгаетесь им как человеком.
-В самом деле, Ханжонков привлекает меня не только как пионер отечественного кинематографа, но и как новаторская личность, как художник-изобретатель многого того, что сегодня существует в кино. Он был первым истинным кинематографистом России. Он был подлинным просветителем. И то, что ныне его деятельность подхвачена, говорит о том, что его опыт бесценен. Обращение к Ханжонкову, как к современнику, позволяет нам привлекать к работе наше национальное отечественное кинонаследие. И поэтому если мы говорим о формировании национального сознания граждан, то без этой страницы и без этой личности в области экранного пространства обойтись нельзя.
-И потому, вероятно, в рамках XV фестивального мемориала значительное место уделяется Ханжонковским чтениям…
-Мы исходили из того, что в год 200-летия со дня рождения П.С.Нахимова и в канун 150-летия начала Крымской кампании 1853-1856 гг. темой исследований и размышлений могут быть результаты экранного воплощения и всего того, что связано с именами П.Нахимова, А.Ханжонкова, В.Гончарова, Г.Козинцева, В.Пудовкина, Т.Ричардсона, Л.Толстого. В развитии темы серебряного эха российского кино (роль дореволюционного кино в формировании киноязыка 20-х годов), бесспорно, свою роль сыграли Е.Бауэр, Л.Кулешов, В.Маяковский, В.Мейерхольд, И.Мозжухин, Я.Протазанов, М.Волошин, М.Цветаева. Исследователей крымского экранного пространства (крымская кинематографическая идея в прошлом, настоящем и будущем) привлекут имена И.Ермольева, М.Ромма, В.Турина. В программу фестиваля «Дни Ханжонкова в Крыму», а он, напомним, проходит с 7 по 12 августа, включены киноэкскурсии по бастионам и местам сражений в Севастополе, по Малахову кургану, поездки в Ялту, Гурзуф, Феодосию, Коктебель, посещение Массандровского дворца и Ялтинской киностудии.
-Борис Михайлович, насколько я знаю, в рамках фестиваля есть один сюрприз. Раскройте его, пожалуйста, для севастопольцев.
-Пожалуйста. В Севастопольском Доме офицеров флота пройдет презентация изданной нами первой в истории биографии Ханжонкова. Как это ни парадоксально, но до недавнего времени мы очень мало знали о деятельности А.А.Ханжонкова, хотя для многих он был современником и, более того, жил рядом-в Ялте с 1917-го по 1945 год. Да, есть упоминания о его деятельности в рамках различных статей, есть личные мемуары. За написание его биографии взялся в свое время бывший работник Ялтинской киностудии Сергей Федорович Сафронов. Лет 15 назад он попросил меня, чтобы я помог издать эту книгу. Но мы тогда только начинали нашу деятельность и оказать ему помощь были еще не в силах. И вот недавно к нам обратились его вдова и дочь. К 125-летию А.А.Ханжонкова с помощью Дома Ханжонкова, Фонда Ролана Быкова, Министерства культуры России мы издали эту книгу с редкими историческими фотографиями. Кстати, эту книгу мы распространяем тоже бесплатно.
-В своей деятельности вы уделяете большое внимание детям.
-Можно сказать, что в нашей программе два крыла: взрослое-«Дни Ханжонкова» и детское-«Солнышко Тавриды», хотя они неизбежно связаны, потому что происходит своеобразная ротация-переход зрителя из детского и юношеского возраста в группу взрослых. «Дням Ханжонкова» уже 15 лет, а детской программе всего только третий год. А побудило нас обратить свой взор на детей вот что: мы поняли, что уходит какое-то зрительское поколение, и пришли к выводу, что надо создавать зрителя будущего третьего тысячелетия. Мы убеждены, что все творящееся сейчас на ТВ (показ зла, насилия, жестокости) никто запретить не в силах. Но человека надо предупредить, надо научить его по-другому воспринимать экранные процессы. Поэтому все наши программы носят экранно-образовательный характер и направлены на формирование экранного сознания детей и юношества. Сейчас я чувствую: мы делаем какие-то успехи, нами начинают интересоваться многие люди, которые заняты воспитанием. Ведь в нашем обществе этим практически никто не занимается, в то время как в Австралии, Канаде, странах Западной Европы и даже в Америке развита экраннообразовательная деятельность. И она там закреплена законодательным путем. Там детям, начиная с шести лет и до получения звания бакалавра, преподносят хорошее экранное образование. Поэтому естественно, у них ТВ так не влияет на юного зрителя, а у нас ребята все принимают за правду. Проконсультироваться не с кем, о вреде вина и табака еще говорится: «Минздрав предупреждает», а о том, что телевизионное изображение может нанести вред психическому здоровью, никто не вспоминает. Собственно поэтому вся наша деятельность нацелена на воспитание юного зрителя и защиту его самосознания.
-Успехов в вашей просветительской деятельности! Спасибо за беседу.