Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 19o

Профессор Водяницкий. Каждый научный рейс-это новая страница в изучении Черного моря

Завеpшился 57-й научно-исследовательский рейс судна «Пpофессоp Водяницкий». Уже сам этот факт знаменателен, ведь за последние десять лет отечественная океанологическая наука потеряла практически все свои исследовательские суда. И лишь один корабль науки, приписанный к Севастополю...

Завеpшился 57-й научно-исследовательский рейс судна «Пpофессоp Водяницкий». Уже сам этот факт знаменателен, ведь за последние десять лет отечественная океанологическая наука потеряла практически все свои исследовательские суда. И лишь один корабль науки, приписанный к Севастополю «Профессор Водяницкий», не утратил способности осуществлять научные рейсы на благо морской науки и на радость ученым. О значении и результатах этой 22-дневной экспедиции мы беседуем с заведующим отделом pадиационной и химической биологии Института биологии южных моpей НАНУ доктоpом биологических наук В.Н.Егоpовым.-Это второй рейс, который был проведен по заказу и на средства такой мощной компании, как «Укртелеком». Целью его является оценка геолого-геофизических характеристик трассы планируемой прокладки линии оптико-волоконной связи по дну Черного моря. Можно рыть траншеи через весь Крым, а можно протянуть кабель по дну моря, что обойдется гораздо дешевле. Если в прошлом году изучались возможности прокладки кабеля в районе от Севастополя до Днестровского лимана, то сейчас прорабатывался маршрут от Евпатории до Севастополя и от Севастополя до Керчи. Этот участок самый сложный, потому что в продолжение Крымских гор на дне моря находится много каньонов, осыпей и прочих опасных участков. Следующий участок-от ближних подступов Поти до Севастополя, там выбран глубинный способ прокладки кабеля. Здесь, правда, был свой нюанс в связи с тем, что мы не могли войти в экономическую зону Грузии. Было важно определить наиболее подходящий маршрут, чтобы избежать больших перепадов профиля дна и селевых участков, которые могут отрицательно сказаться на состоянии кабеля. Эти вопросы и решались всем составом экспедиции. Отчет о глубоководных исследованиях ляжет в основу обоснования технического проекта.

-Задачи, поставленные «Укртелекомом», выполнены. Но исследователи не были бы исследователями, если бы не использовали любую возможность работы в море.

-Вы правы, мы выполняли еще и другие задачи, стремясь собрать как можно больше данных. Например, изучали влияние на коммуникации таких факторов, как грязевой вулканизм и газовые выбросы со дна Черного моря. С точки зрения прокладки глубоководного кабеля они негативны, а для нас остаются притягательными и до сих пор недостаточно исследованными природными явлениями. Наши интересы тут в полной мере совпадали. И эта прикладная задача давала нам вполне фундаментальный научный выход.

-Каков был состав нынешней экспедиции?

-Научный состав очень представительный. Экспедицию возглавлял академик НАНУ Евгений Федорович Шнюков. В составе экспедиции были такие известные ученые, как академик-секретарь Отделения наук о земле, директор Института геофизики НАНУ академик Виталий Иванович Старостенко, директор Института геологических наук, член-корреспондент НАНУ Петр Федосеевич Гожик. На борту судна работали крупнейшие специалисты в области геологии и геофизики. Геологи, кстати, решали задачи и чисто прикладные, как, например, места залегания сапропелей, которые могут применяться как химические удобрения. Изучались газогидраты, брались пробы на минералогические определения, их возраст, определялись потенциальные полезные ископаемые. Для взятия проб использовались донные драги и геологические трубки. Группа экологов из Института биологии южных морей НАНУ проводила гидрологические измерения, вела гидроакустические наблюдения с расшифровкой эхограмм струйных метановых выделений, а также обеспечивала проведение забортных работ и промера дна. Эти исследования велись как в районах, выбранных «Укртелекомом», так на Ломоносовском полигоне юго-западнее Севастополя и на полигоне юго-восточнее Феодосии.

-Виктор Николаевич, вы являетесь одним из ведущих специалистов в области изучения струйных метановых газовыделений в Черном море. Ссылаясь на вас, академик Е.Ф.Шнюков в прошлом году привел мне такие данные: на дне Черного моря обнаружено более тысячи газовых факелов. Пополнилась ли ваша «газовая копилка» в нынешнем рейсе?

-Пополнилась, причем совершенно неожиданным новым открытием! В районе известных грязевых вулканов впервые было обнаружено, что из вершины вулкана, которая находится на глубине 2100 метров, устремляются вверх два мощных потока газа, которые простираются вертикально в толще вод на 1200 м, а потом на глубине порядка 900 м пузырьки газа или растворяются, или течениями выносятся из луча антенны эхолота. Сам этот факт удивителен! Казалось бы, Черное море, которое является внутренним морем шести стран, как будто бы хорошо изучено. И вот-нераскрытые тайны. Кстати, в районе этого же вулкана Двуреченский вели наблюдения немецкие геофизики зимой нынешнего года на судне «Метеор». В частности, они обнаружили там повышенную температуру вулканических пород и донных осадков.

-На этом же вулкане? Но самой газовой струи не обнаружили?

-Нет. Техника не позволяла им зафиксировать этот поток.

-Выходит, ваша техника лучше?! И это при том, что все посетители восторгались оснащением «Метеора».

-Да, наш исследовательский эхолот «СIMRAD ЕК-500» лучше того, что был на немецком судне. Кстати, наш гидроакустик Юрий Георгиевич Артемов, сотрудник отдела радиационной и химической биологии ИнБЮМа, работал с немцами, но обнаружить газовый поток не смог. А на «Профессоре Водяницком» он его расшифровал. Это абсолютная новизна, и все надежно, достоверно. Кроме того, мы вели наблюдения в районе так называемого палеодона, там, где долина Дона продолжается в Черном море, и обнаружили свыше 120 новых площадок струйных метановых газовыделений, которые нанесли на карту.

-Значит, банк ваших данных о газовых сипах значительно расширился?

-Действительно, у нас есть банк данных по струйным метановым газовыделениям со дна Черного моря. Есть и карта. Однако это наш продукт, наше ноу-хау, мы пользуемся им только для своих целей. Все началось в апреле 1989 года, когда нам с академиком НАНУ Геннадием Григорьевичем Поликарповым удалось правильно расшифровать эхо-сигналы от всплывающих пузырей газа. Тогда впервые в Черном море мы обнаружили газовые выделения. Потом оказалось, что это метановые сипы. Еще лет за десять до этого события, в мире то в одном, то в другом месте исследователи стали отмечать струйные газовыделения со дна — в фиордах Норвегии, в Мексиканском заливе. А в Черном море до нас этого не удавалось никому. С тех пор мы работали над этой проблемой.

-Чем важно такое открытие?

-Поскольку мы не геологи, а экологи, то изучаем так называемую средообразующую и экологическую роль метановых газовыделений. Она заключается в том, что метан-газ, используемый метанокисляющими бактериями, дает новую продукцию-химосинтез. В этом плане метан увеличивает биологическую продуктивность в Черном море. С другой стороны, метан, попадая в атмосферу (мы точно это наблюдаем) увеличивает парниковый эффект, причем эффективность влияния на парниковый эффект у метана больше, чем у углекислого газа. Мы пытаемся оценить поток метана со дна Черного моря, уже есть такие наметки, и можно сказать, что он немаленький. Кроме того, метан, поднимаясь в виде пузырей, нарушает стратификацию вод за счет того, что пузыри перемешивают воду, и в местах струйных газовыделений (а эти площадки могут быть в несколько квадратных миль) идет повышенный вертикальный водообмен. Там может наблюдаться повышенная биологическая продуктивность вод, связанная с тем, что поднимающиеся с глубины в зону фотосинтеза биогенные элементы вовлекаются в биогеохимические циклы фитопланктоном. Мы это отмечаем на эхограммах по звукорассеивающим слоям. Кстати, геофизики, которые наблюдают море со спутников, отмечают более низкую температуру поверхности над большими струйными полями, т.е. холодные воды снизу поднимаются вверх. Этот эффект тоже является очень серьезным с точки зрения экологии.

-Виктор Николаевич, уже сами результаты последнего рейса свидетельствуют, как важны морские экспедиции. К великому сожалению, из большого отряда наших научно-исследовательских судов лишь один «Профессор Водяницкий» осуществляет научные экспедиции. Как и за счет чего это удается?

-Да, «Водяницкий»-единственное исследовательское судно Украины, которое располагает современным океанографическим оборудованием и научными лабораториями. Все остальные корабли науки уже ушли в небытие. А «Профессор Водяницкий» с 1992 года совершил уже 15 научных рейсов-без бюджетных средств на содержание судна и оплату экспедиций. Все дело в том, что при судоходной компании «ГЕСС и КО» был создан некоммерческий центр международных морских исследований, возглавляемый Ю.М.Кравцовым. А я являюсь программным директором. Этот центр объединил усилия ученых ИнБЮМа и специалистов компании в поиске украинских и международных инвестиций на проведение научных рейсов, а также поиск средств на поддержание судна в состоянии, соответствующем требованиям выполнения международных морских исследований. К сожалению, в настоящее время не имеется возможности бюджетного финансирования всех судовых затрат. Поэтому единственным, на наш взгляд, методом эксплуатации НИС «Профессор Водяницкий» является его коммерческое использование в промежутках между научными рейсами. Именно такой подход позволил организовывать научные экспедиции в наше самое сложное время. Такая подвижническая деятельность депутата горсовета, президента компании Ю.М.Кравцова была высоко оценена и поддержана президентом НАНУ Б.Е.Патоном и рядом международных организаций.

-Факт налицо: «Профессор Водяницкий»-единственное судно из бывшего большого флота Академии наук Украины, которое выходит в научные рейсы. Насколько он готов к такой работе?

-По мнению руководителя 57-го рейса академика Е.Ф. Шнюкова, судно находится в хорошем рабочем состоянии и в любое время готово к научным исследованиям. Так, буквально за три дня, в лабораториях устанавливается необходимое оборудование и приборы. Готово палубное океанографическое оснащение, регулярно проводится метрологическая поверка приборов. Приобретена и установлена еще одна лебедка для забортных работ. Время подтвердило: такой способ является единственно правильным, он дал возможность сохранить корабль и проводить научные рейсы.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ