Варвары вернулись в Балаклаву!

Вы знаете, как можно торговать историей-грязно, бессовестно? Можно тайком откопать на неохраняемом памятнике что-то красивое, а потом продать на чёрном рынке. А можно взять в аренду весь этот памятник и устроить там маскарад древней тематики, наплевав на историческую достоверность, сохранность самого памятника и безопасность людей. Так и поступили «высокородные сеньоры» из военно-исторического клуба в Балаклаве.Казалось бы, в XXI веке забыты времена прекрасных дам и рыцарских турниров. Теперь предмет обожания-это собственный пухлый животик, а величайший подвиг ради него-встать с мягкого дивана и пойти к холодильнику, чтобы поесть. А после-телевизор, газеты, легкий сон и плевки в потолок. Многие недоплевывают, но подняться лень, поэтому опять-телевизор и так далее.

Такая жизнь нравится многим, тем, кто не знает о других ее проявлениях. Некоторые работают как лошади, таскают по семь сумок в одной руке и шесть детишек в другой. Такая жизнь нравится немногим, но от нее не убежишь. А может быть, люди не пытаются убежать? Пытаются! Некоторые вспоминают, что, кроме собственного живота, есть еще и прекрасные дамы (да-да, они действительно есть!), а также рыцарские чувства, отвага и честь. А некоторые из тех, кто это помнит, состоят в военно-исторических клубах. Эти любят собственное дело больше, чем себя (по их словам, нужно вообще себя не любить, чтобы участвовать во всем этом). Сейчас речь пойдет о военно-историческом клубе «Легенда». Почему именно о нем? Да потому, что они сейчас наиболее известны и деятельны. Именно они устраивают на Генуэзских башнях в Балаклаве яркие представления, а также приобщают людей к истории. «Легенда»-это собрание фанатов своего дела, любителей истории и иногда просто любителей потусоваться. Впрочем, такие в клубе не задерживаются- многим хочется помахать мечом и поносить старинную одежду, но мало кто хочет изготовлять все это. Поэтому в «Легенде» остаются лишь самые отъявленные любители. Именно они разыскивают и обмениваются информацией, которой, к сожалению, всегда не хватает. Только недавно начали появляться переводная литература на эту тему, статьи в Интернете, а иначе как без знаний передать весь дух старины? Военно-исторические клубы основаны на реконструкции быта и происходившего в реальности, в отличие от «ролевиков». Но «историки» не только обмениваются опытом и изготовляют одежду и оружие былых времен-они еще и работают. Как уже говорилось, «Легенда» в данный момент устраивает выставку вооружения и доспехов, проводит экскурсии и дает знания всем желающим, а также развлекает народ. Каждое воскресенье в 18 часов они устраивают шоу с боем и состязаниями, танцами и спектаклем. К тому же все желающие могут примерить на себя костюмы, сделанные по старинным аналогам, и ощутить себя если не рыцарем, то хотя бы бойцом какой-нибудь королевской армии. Денег же «Легенда» за это не получает-доходы идут фирме «ТурИнфоСервис» и Херсонесскому заповеднику. Те, в свою очередь, обеспечивают туристов, рекламу, а также развитие и сохранение самого заповедника. Например, когда расчищали генуэзские башни, оттуда вывезли около двух тонн мусора. При чем же здесь клуб, что же получает он? Люди, увидевшие это зрелище, начинают подробнее интересоваться историей, а некоторые из них примыкают к «Легенде». По расчетам, в клуб приходит в среднем 5-6 человек в год. У «легендарных» есть свои связи в метеоцентре, поэтому по тревожному звонку с предупреждением о плохой погоде все экспонаты убираются из башен к пограничникам. Тем, конечно, в первый день было интересно померить доспехи и помахать мечами, но постепенно приелось. В целом посмотреть на деятельность клуба полезно не только скучающим людям, но и тем, кто хочет поближе познакомиться с историей родного края. Вместо того, чтобы грустно сидеть на уроке за партами и, скрываясь от учителя, царапать на стуле «Вася-крут!», школьники с большим удовольствием получат сведения о Крыме, любуясь живописными одеяними и хорошо поставленными боями. Жаль только, что туристы не любят платить деньги за такое удовольствие и начинают препираться с членами клуба. Честно говоря, доводы «Да я тут живу, почему не пускают?» малоубедительны. Почему-то, хотя я и прожил в этом городе всю жизнь, меня не кормят бесплатно в ресторанах и не пускают в кино на халяву (ну почему, почему?!).

Вы не обязаны тут же клепать кольчугу по старинным гравюрам и ковать меч, но не кажется ли унизительным на вопрос залетных американцев, поляков, etc об истории родного края обескураженно раскрывать рот и пытаться выудить из памяти знания, оставшиеся со школы? Да, кому-то легче взять книжку и прочесть все, что надо, кто-то накроет этой газетой голову (чтоб не напекало) или завернет рыбу, не обратив внимания на все вышесказанное… Но узнавать историю, видя ее перед собой, намного интересней. Думайте, господа, думайте!

«Реконструкция» событий

Попасть на шоу не так-то просто: 15 гривен стоит взрослый билет (для сравнения: в средневековье с судна, входящего в бухту, взималась в качестве налога одна камбала от улова-те же деньги, только не с человека, а с целого корабля). Затем, после сигнала горниста, похожего на рёв раненой слонихи, миловидные парень и девушка вводят зрителей в курс дела (правда, ударение в исторических названиях у сеньориты хромает, но это ещё цветочки). Тут же начинаются якобы будни Чембало: консул, прекрасные дамы и рыцарский турнир с довольно наивным фехтованием. Все бы хорошо, да вот только рыцарства в Балаклаве не было и быть не могло после Четвертого крестового похода (1202-1204гг.), когда эти традиции сошли на нет (генуэзцы же пришли сюда в XIV веке). Однако это еще не все: как гром среди ясного неба в крепость врываются враги! Но защитники города св. Николая не теряются: позабыв, что пороха в Чембало никогда не было, они хватают какие-то непонятные мортирки и устраивают диверсантам обещанный «грохот средневековых битв». Да, позавидовали бы современным «генуэзцам» те сорок воинов с баллистами, которые защищали крепость в средние века… В итоге супостаты отступают с тем же скучающим видом, с каким и вторгались (что и говорить, артистизма у ребят поменьше, чем самоуверенности). И напоследок зрителям предоставляется возможность самим натянуть тетиву и приобщиться к актерам-почувствовать себя рыцарем, не умеющим стрелять из лука.

В завершение рассказа о «реконструкции» стоит упомянуть о костюмах. В общем-то, члены клуба большим гардеробом не располагают: что было совместимым со средневековьем, то и надели. То есть о реальном сходстве с облачениями жителей и защитников Чембало и говорить не стоит. Однако все это даже экспонируется, и самодельные доспехи-о счастье!-«можно даже примерить».

Некрепкая крепость

Большинство зрителей этого представления не подозревают, что донжон и все остальные башни могут в любой момент обрушиться, поскольку находятся в аварийном состоянии. И не просто обрушиться, а завалить массу людей. А это уже подсудное дело. То есть на сохранность самого малоизученного в Крыму памятника ещё можно махнуть рукой, но как совесть позволяет организаторам собирать такое большое количество зрителей там, где лучше ходить на цыпочках? Впрочем, как эти башни, так и эти люди нужны им только на лето. Как говорится, «после нас-хоть потоп». Однако есть еще одно обстоятельство, которым очень гордятся «военные историки»: половину вырученных средств они обещали направить на исследование памятника (добавим в скобках-если будет что исследовать). Хотя в это верится с трудом: до сих пор желающих лезть в гору и платить потом 15 гривен не очень много, и, похоже, к концу лета это обещание будет очень некстати. Впрочем, поживем-увидим.

Утешение читателю

Очевидно, благоразумный севастополец, прочитав все вышеизложенное, возмутится: «Что это за остапы перед Провалом средь бела дня? И куда только смотрит райадминистрация!..» Могу сказать-и балаклавская администрация, и региональный представитель Национального заповедника «Херсонес Таврический», филиалом которого является Чембало, смотрят на это давно. С большой благожелательностью. Кому, как не заведующему филиалом Н.А.Алексеенко, знать об аварийном состоянии крепости и историческом неправдоподобии происходящего. И можно только догадываться, чем руководствовался Николай Александрович, когда «давал добро» на устройство этого вертепа. К слову, в этом году он активно начал проводить раскопки непосредственно в Чембало (а мы уже привыкли, что этим ежегодно занимаются только усидчивые вандалы). Наверное, чувствует, что памятник доживает последние дни. В таком случае лучше было бы потратить выделенные средства на укрепление бетоном стен и башен, как это делается в Херсонесе. Иначе заведующему скоро будет нечем заведовать.

В конце концов всё это закономерно. Время предаёт забвению целые народы и цивилизации, но вечно живы простые человеческие слабости: самоуверенность, шарлатанство, алчность. Когда же мы перестанем думать, что рыцарские доспехи сами по себе сделают человека благородным, а деньги, заработанные на обмане,-счастливым?

Другие статьи этого номера