Легенды и реальность молодежной культуры скинхедов

Вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах на подтяжках, клетчатых рубахах, в высоких армейских ботинках и камуфляжных куртках без воротников, с нашитыми на рукаве флагом рабовладельческих конфедераций или эмблемами «Коловрата»? Это и есть бритоголовые, или иначе скины.В последнее время о них много пишут. Это связано с экстремистскими акциями, которые организовали скинхеды в Москве в прошлом и этом году. Для подростков многих городов Украины скинхеды уже не легенда, а реальность. Взрослые стараются их не замечать, хотя бритоголовые периодически собираются в общественных местах (на футбольных матчах, в городских парках, на рынках), чтобы начать свою «ритуальную» охоту на чернокожих, выходцев из кавказских и азиатских республик.

Обращаясь к истории молодежных неформальных движений, следует отметить, что самые первые скинхеды появились в Англии в 1968-1969 годах, и с сегодняшним образом скина-хулиганствующего молодчика, тупого расиста, фашиста и антисемита-они не имели ничего общего. Скинхеды «первой волны» были субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая культура протеста против официальной буржуазной культуры 60-х годов. Подростки из рабочих районов рассматривали британскую массовую культуру как «выпендреж» маменькиных сынков из семей среднего класса и из богатых семей, считая ее развлечением состоятельных бездельников, делающих вид, что они выступают против буржуазного общества.

В это же время в Англии появились хиппи, байкеры и другие неформальные организации, членами которых были молодые люди-выходцы из верхушки рабочего класса, пытающиеся своей одеждой и поведением выделиться из общей массы своих сверстников из рабочих кварталов. Скинхеды презирали членов данных организаций, как предателей своего класса, за что и били. Чтобы подчеркнуть свою классовую принадлежность, скины выработали свой стиль одежды, схожий с одеждой докеров: куртки из грубого материала и тяжелые прочные высокие ботинки. Стильным прическам «маменькиных сынков» они противопоставили короткий «бобрик». Тогдашняя длинноволосая молодежь и обозвала их бритоголовыми.

Надо отметить, что скинхеды «первой волны» любили чернокожих. Они слушали музыку черных-вест-индийскую и ямайскую. В клубах и на концертах они тусовались вместе с мулатами и неграми, и никаких конфликтов не было. Выходцы из Вест-Индии жили в тех же кварталах, работали на тех же заводах, учились в тех же школах, говорили на том же «кокни». Да и сама прическа скинов была скопирована с прически чернокожих «руди-бойз» (молодежная субкультура Ямайки).

В середине 70-х первые скины исчезли: поколение повзрослело, обзавелось семьями, как говорят в таких случаях, перебесилось. Скины «второй волны» появились в Англии в конце 70-х годов. Это был продукт разложения движения панков, с одной стороны, и экономического кризиса-с другой. В то время царствовал кризис. Безработица возросла до невиданных размеров: к середине 80-х целые районы Англии превратились в зоны социального бедствия. Именно там и появились скины. Дети безработных, сами безработные, подростки не видели никаких перспектив, они знали, что работы и денег нет и не будет. Единственным развлечением были драки с себе подобными, но из других районов. Условия жизни установили и новый канон одежды скинхедов. Она была словно приспособлена для уличных драк: плотные черные джинсовые костюмы, тяжелые армейские ботинки, бритая или стриженная «под ноль» голова, чтобы противник не мог схватить за волосы. Словом, между скинхедами «первой» и «второй» волны не было ничего общего. Кроме названия и обуви. Даже социальная среда, породившая их, была разной: в первом случае-рабочая аристократия, во втором-деклассированная (из-за массовой безработицы).

С конца 70-х в Великобритании и других западных европейских странах активизировались неофашисты. Они устраивали уличные шествия и нападали на «цветных», обвиняя их в отсутствии в стране рабочих мест. Неофашисты начали вести активную пропагандистскую работу среди скинхедов, по их мнению скины представляли слой населения, наиболее пострадавший от безработицы. И в этом случае отсутствие собственной идеологии сыграло со скинами злую шутку. Фашисты дали деньги на создание скин-клубов. Сформировалось понятие «наци-скин».

Следует отметить, что скинхеды «первой волны» негативно отнеслись к тому, что в СМИ их ассоциировали с бандами фашиствующих молодчиков. Вследствие чего последовали неоднократные физические столкновения между представителями «первой» и «второй» волны скинхедов. Данная вражда существует и до сих пор.

Другие статьи этого номера