Кто украл «Джоконду»?

Компания «Клоетта», рекламируя в 1996 г. свою продукцию — шоколад марки «Тарагона», — применила для этой цели изображение картины «Джоконда» кисти великого Леонардо да Винчи. Полугодовая рекламная кампания в Санкт-Петербурге привела к значительному увеличению объемов продаж выпускаемых фирмой сладостей. Предприниматели, обрадованные таким успешным развитием событий, на достигнутом не остановились и в 1997 году смонтировали вдоль правительственной трассы билл-борды с изображением своих товаров. На этот раз в качестве лица фирмы был избран Б.Н.Ельцин. Мы все — кто реже, кто чаще — являемся потребителями рекламы. Она оказывает воздействие на наши чувства, волю, интеллект, и столь широкий спектр воздействия предполагает соответствие законодательству. С 1 января 2002 года проведено 20 проверок предприятий торговли и общепита в связи с обозначенной проблемой, последний рейд проводился неделю назад. Наш корреспондент встретился с ведущим специалистом управления по защите прав потребителей Л.И.Демшевской и попросил рассказать, как проводятся такие рейды и почему они необходимы.- Лариса Ивановна, в каких случаях реклама способна вызвать ваш профессиональный интерес?

— К таким проверкам привлекаются не только наши специалисты, но и специалисты других ведомств. К сожалению, отдельный контролирующий орган по рекламе до сих пор отсутствует. В 2002 г. всеми управлениями проверено 5800 рекламоносителей из 13 тысяч. Однако чем активнее реклама входит в нашу жизнь, тем больше усилий требуется прикладывать контролирующим инстанциям, чтобы препятствовать нарушению закона. В этом году мы применили штрафные санкции на сумму две тысячи гривен и приняли 15 решений о запрете размещения рекламы, ее демонтаже в случаях, предусмотренных законом Украины «О рекламе».

— Поясните, пожалуйста, какие существуют способы, чтобы определить, что данная реклама размещена незаконно?

— На мой взгляд, здесь необходимо действовать не запретительными методами, а просветительскими. Иначе говоря, контролировать нарушения должны, конечно, специалисты, но отличить заведомо недобросовестную рекламу потребитель может самостоятельно. Во-первых, при покупке товаров торговых марок Nike, Adidas, Stival, Panasonic, LG, Samsung и других нужно убедиться, что продавец имеет разрешение фирмы-производителя на использование ее торгового знака. Нами было выявлено 6 нарушений такого рода с начала года, но подобный способ обмана покупателей встречается все чаще. Во-вторых, чтобы не быть введенным в заблуждение, следует помнить о существовании недобросовестной рекламы. В ходе проверок имели место 13 таких случаев. В соответствии с законом запрещено содержание в рекламе сведений о товаре или услуге, заведомо не соответствующих действительности, использование терминов в превосходной степени «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный».

В связи с этим следует добавить, что примерами недобросовестной рекламы является фактическое несоблюдение сроков гарантийного ремонта и отсутствие в сообщениях о скидках и распродажах информации о времени их начала и окончания. Таких нарушений зафиксировано за последний квартал 10. Следует особо подчеркнуть, что внешняя реклама (вывески, лайт-боксы, билл-борды, рекламные щиты) в обязательном порядке требует согласования с художественным советом г. Севастополя. Таких нарушений выявлено 41. Между тем такой вид несоблюдения закона вызывает у художников и архитекторов города наибольшую озабоченность, так как от этого страдают эстетический образ города, его исторические места.

— Каковы же перспективы решения этой проблемы?

— В связи с тем, что реклама получает самое широкое применение, необходима серьезная работа в этой области. Общий бюджет рекламы, как подсчитано, составляет приблизительно 255 млн долларов в этом году, а в 2005 г. ожидается его рост до 800 млн долларов. В Украине защитой прав потребителя, в том числе контролем за распространением рекламы, занимаются 333 человека, в то время как во Франции в этом деле задействованы 7443 человека, а население указанных стран примерно одинаково. В связи с изложенным необходимо обеспечивать наших граждан самой широкой информацией из этой области, так как такая мера в значительной степени является профилактической для соблюдения прав потребителя. Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера