Значение цивилизованного отношения к интеллектуальной собственности в Украине понимают сегодня уже не только государственные деятели и специалисты, но и молодежь, которая желает принимать участие в формировании этого отношения и делает это своей профессией. Слово — выпускнице Академии Всемирной организации интеллектуальной собственности Татьяне МЕЛЬНИКОВОЙ.Понимая актуальность ситуации, я и несколько моих товарищей-студентов курса «Основы интеллектуальной собственности» пришли к выводу, что необходимо начинать постепенное, поэтапное внедрение знаний по интеллектуальной собственности, начиная со средней школы. Например, у школьников младших классов развивать интеллектуально-творческие задатки. Достичь этой цели можно с помощью игр из разработанного комплекса методов фантазирования, например: постановка сказок помогает развитию творческих способностей ребенка. В доступной форме пояснять, что предметы, которые окружают человека в течение жизни , являются результатом интеллектуальной деятельности. Знакомить детей с историей развития техники на простых примерах. Базовый предмет для детей младшего возраста может называться » Мир вокруг нас». Элементы знаний по основам интеллектуальной собственности для школьников можно интегрировать в базовые предметы, например, в уроки труда, пения, литературы, рисования. Логично было бы использовать предложенный подход для уроков природного цикла с дальнейшим углублением материала по мере прохождения учеником школьной программы.
Такой подход позволит, не увеличивая бюджетных затрат, за счет сохранения старого состава преподавателей и количества предметов, но акцентируя внимание на вопросы интеллектуальной собственности , достичь максимального положительного эффекта в пропаганде такого рода знаний, усилить мотивацию вдумчивого их изучения и обозначить реальную значимость интеллектуальной собственности.
Кроме того, преподавание основ интеллектуальной собственности уже в начальной школе благотворно повлияет на формирование правовой осведомленности ученика в будущем.
В старших классах средней школы и учебных заведениях профессионально-технического образования предмет по основам интеллектуальной собственности целесообразно включить в свод гуманитарных и социально-экономических дисциплин, чтобы интегрировать его отдельным модулем в цикл дисциплин по правоведению.
Концептуально курс необходимо строить, ознакомляя учеников с правовой защитой объектов интеллектуальной собственности. Лекционный материал должен подаваться в виде сконцентрированной информации, касающейся приобретения результатов творческой деятельности человека, признаков, которые подпадают под действие законов Украины об охране прав на объекты промышленной собственности и авторского права и смежных прав.
Объем почасовой нагрузки при разработке обучающих программ и рабочих планов курса «Основы интеллектуальной собственности» необходимо определять с учетом общего образовательного уровня подготовки и возрастных особенностей учеников. Например, для специализированной средней школы с углубленным изучением правовых предметов факультативный курс «Основы интеллектуальной собственности» в 10-11 классах предлагается объемом 34 академических часа в год в одном профильном классе или 18 академических часов в год в старших классах обычной средней школы. Для высших учебных заведений I-II степени аккредитации, которые осуществляют подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня «младший специалист» и «бакалавр», целесообразно ввести дисциплину «Основы интеллектуальной собственности» общим объемом в 54 часа. Впредь в учебных планах подготовки специалистов и магистров всех направлений нужно ввести курс по основам интеллектуальной собственности общим объемом не меньше 72 часов. Программа по этой дисциплине может состоять на основе профессиональной подготовки специалистов и магистров. Программа курса «Основы интеллектуальной собственности» может включать такие основные разделы:
1. Введение в курс;
2. Роль интеллектуальной собственности в экономическом и техническом развитии общества;
3. Система охраны и защиты информации на объекты интеллектуальной собственности:
3.1 Авторские и смежные права;
3.2 Право промышленной собственности;
3.3 Патентно-информационное обеспечение;
3.4 Международное сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности.
4. Приобретение, использование и защита прав на объекты интеллектуальной собственности.
Выпускник высшего учебного заведения, особенно технического, должен не только уметь спроектировать тот или иной объект, но и профессионально подготовить обоснование выбора определенной конструкции, определенных действий с материальными объектами и порядок их изготовления во времени, определенных ингредиентов и др. Должен уметь и правильно использовать нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, оформления заявок на разные объекты промышленной собственности.
Ныне система образования в Украине претерпевает значительные изменения. Об этом свидетельствует Национальная доктрина развития образования Украины в XXI столетии, определяющая приоритетные направления развития образования в стране. Есть надежда, что наши предложения, касающиеся необходимости изучения основ интеллектуальной собственности, будут учтены при разработке новых учебных планов, программ и учебных пособий для всех уровней образования.
Но, по меньшей мере, недоумение вызывает увиденная мною картина в городской технической библиотеке в отношении патентного каталога. Из-за нехватки площадей стеллажи с уникальнейшей информацией вынесены в коридор и находятся там, можно сказать, в заброшенном состоянии. В городе сейчас проходит общеукраинская акция конкурса «Изобретение-2002», севастопольцы уже добивались побед в разных номинациях подобного конкурса. Надеемся, что и в этом году среди лауреатов конкурса будут севастопольские изобретатели. В нашем городе делаются и первые шаги перехода на современные отношения к интеллектуальной собственности. Севастопольский филиал УкрИНТЭИ провел серию ознакомительных и учебных семинаров для специалистов, работающих в области авторского права. Они планируют с нового учебного года начать масштабную переподготовку будущих преподавателей курса «Основы интеллектуальной собственности». Этот курс в соответствии с Указом Президента Украины и распоряжением кабмина должен вводиться в программу обучения учебных учреждений всех уровней аккредитации и форм собственности с этого года. А на октябрь запланировано проведение общеукраинской межвузовской конференции под юрисдикцией Министерства образования и науки Украины и Госдепартамента по интеллектуальной собственности Украины по этим вопросам.
…До сих пор термин «собственность» в нашем понимании ассоциировался с материальными ценностями: машиной, одеждой, прочим имуществом — со всем тем, что можно потрогать руками. Интеллект, читаем мы в словаре, — это рассудок, разум, мыслительные способности человека. От слова «интеллект» четко прокладывается мосточек к входящему в наш быт понятию «интеллектуальная собственность». Выходит, и все то, что не подвержено осязанию, — мысли, открытия, произведения — наше личное достояние. Получается, что и владеть им с большей пользой для себя и общества следует учиться.