Непрекращающиеся ливни в Европе и нагнетание обстановки со стороны некоторых СМИ породили в Севастополе очередную волну слухов о грозящем нам землетрясении. Юго-восточный шквальный ветер, порывы которого доходили до 20 метров в секунду, бушевавший ночью с понедельника на вторник, подлил масла в огонь: в оперативную службу 063 поступило более 60 звонков граждан, боящихся ночевать в собственных квартирах.
А между тем, во-первых, в метеобюро Севастополя считают, что такой шквальный ветер в августе для Севастополя — нормальное явление. Бывают порывы и до 28 метров в секунду. Более того, в период с 4 по 8 августа, когда в городе отмечались ливневые дожди с грозами, количество осадков составило 44,5 мм, что всего на 16,2 мм выше нормы, — бывает, что в августе месячная сумма осадков превышает норму в 1,5-2 раза. За весь период наблюдения с 1906-го по 2001 год максимальное количество осадков в последний летний месяц зафиксировано в 1997 году (84,3 мм).
А во-вторых, землетрясение — природная стихия, которую предотвратить или приостановить невозможно. Как невозможно и точно спрогнозировать время его возникновения. Ни для кого не секрет, что Крым относится к сейсмозоне. Сила землетрясения здесь по принятой шкале может достигать почти предельной нормы — 8 баллов. По мнению начальника управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы (ЧС и ДЗН по ПЧК) Мирослава Сагайдака, на основании сопоставительных анализов предыдущих землетрясений и характерных явлений, происходящих в природе накануне этого бедствия, севастопольцы беспокоиться не должны. На полуострове существует целая комплексная система, которая следит за происходящими в земной коре изменениями, изменениями в поведении животных. Однако на сегодняшний день технология прогноза с точностью до указания дня или, тем более, часа природных аномалий не разработана никем в мире.
Согласно историческим справкам мелкие землетрясения повторяются примерно через каждые 20 лет. Крупные, сила которых доходит до 8-9 баллов, происходят раз в 250 лет. Если исходить из этих соображений, беря во внимание севастопольское землетрясение конца 20-х годов прошлого столетия, то серьезных толчков в нашем южном регионе не ожидается.
ОФИЦИАЛЬНО:
Мирослав Сагайдак, начальник управления ЧС и ДЗН по ПЧК:
— В любом случае наше управление рекомендует жителям города соблюдать спокойствие, внимательно следить за информацией, в критической ситуации не паниковать, а действовать согласно элементарным правилам выживания: немедленно покинуть помещение и выйти на открытые площадки, подальше от строений. При поступлении любой тревожной информации специально обученная система оповещения населения (штатная служба управления, служба «Укртелекома» и СРГТРК) оперативно донесут населению необходимые сведения через местные радиоточки и телевидение.
ГЛАС НАРОДА:
Боитесь ли вы землетрясения?
Леонид Сомов, заместитель редактора «Славы Севастополя»:
— Вообще-то нет. Так как в детстве пережил знаменитое ташкентское (1949 г.) землетрясение, кое-какие навыки остались. В начале же 90-х годов я встречался с известной болгарской предсказательницей бабой Вангой и в числе других задал вопрос и о землетрясении в Севастополе. (Тогда наш город буквально будоражили слухи о грозящем бедствии). Ванга долго «въезжала» в тему, не могла понять, о каком городе идет речь. Потом ее осенило: «А…бел град на берегу моря, Украйна». И сказала о том, что «землетруса» у нас не будет до 20-го года. Я уточнил, какого столетия, ответила: до 2020-го.
Андрей Денисович Суслик, пенсионер, бывший замначальника отдела контроля качества строительно-монтажных работ Министерства строительства Молдавской ССР:
— Так как я сам по профессии инженер-строитель, то с профессиональной точки зрения смотрю на вновь строящиеся частные дома. Сплошь и рядом вижу нарушения строительных норм и правил. Например, я считаю, что дом 10 по улице 3-й Бастионной построен без учета строительных норм и правил в сейсмических районах. Учитывая то, что мы проживаем в районе с сейсмичностью 7-8 баллов, такие сооружения нельзя принимать в эксплуатацию. За свою жизнь я пережил три землетрясения с силой 8 баллов в Молдавии. Мне приходилось неоднократно обследовать объекты, пострадавшие во время землетрясений, и, поверьте, последствия бывают очень печальными. То же самое могу сказать о встроенных-пристроенных помещениях (магазинах) в старых жилых домах. Пробивание дверных и оконных проемов нарушает сейсмостойкость зданий, учтите!
Ирина (отдыхающая):
— Землетрясений как таковых боюсь — еще свежи в памяти те, что были несколько лет назад. Помню, тогда было очень страшно. А вот в возможность землетрясения в скором времени не верю или не хочу верить. Наверное, о страхе можно будет говорить, только когда первый раз тряхнет. Но, конечно же, хотелось бы, чтобы этого не случилось, хватит уже с нас катаклизмов!
Настя (студентка):
— Землетрясения не боюсь, хотя, если подумать, приятного мало. Но что-то не очень верится в то, что оно будет. На мой взгляд, все это лишь слухи, иначе бы население предупредили.
Людмила (искусствовед):
— Страшновато, конечно, но, думаю, что землетрясения не будет и все опасения по этому поводу беспочвенны. А если распускаются слухи о землетрясении, значит, это кому-то выгодно.
Вика (школьница):
— Боюсь, конечно! В последнее время происходит столько катастроф, что нет ничего удивительного, если и у нас будет землетрясение. А вообще-то, по-моему, стоит задуматься, из-за чего все эти беды…