Ищущих работу севастопольцев ждет сюрприз: с 1 сентября текущего года размер минимального пособия по безработице увеличится почти на 20% и составит около 80 гривен.В горгосадминистрации состоялось заседание «круглого стола» по проблемам безработицы с участием представителей городской и районных администраций, работодателей, профсоюзов. На заседании обсуждались вопросы социальной защиты населения от безработицы, роли и стратегии городской службы занятости на региональном рынке труда, а также определялись критерии повышения минимального размера помощи по безработице, который должен обеспечить безработным материальную поддержку на период поиска работы и в то же время не снизить мотивацию к трудоустройству.
ЦИТАТА: С начала года одноразовую помощь для организации предпринимательской деятельности (единовременная выплата годовой суммы пособия по безработице. — Прим. авт.) получили 22 состоящих на учете в центре занятости безработных. Теперь эти граждане занимаются предпринимательской деятельностью.
Как отметила заместитель председателя городской государственной администрации И. Цокур, с инициативой повышения минимального размера пособия по безработице выступил фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. С учетом того, что основная масса безработных — социально незащищенные люди, данный вопрос сейчас особо актуален.
В Севастополе проживают 377,8 тысячи человек, более 53% населения составляют женщины, около 20% — молодежь в возрасте до 28 лет. Свыше четверти населения города — пенсионеры.
ЦИТАТА: Государственные органы могут влиять на работодателей в плане ограничения уменьшения численности рабочих мест. В итоге количество сокращенных работников резко уменьшается. Необходимо стимулировать работодателей, чтобы они создавали новые рабочие места. В соответствии с законодательством реальную финансовую поддержку фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы имеют те работодатели, которые создали рабочее место для трудоустройства безработного. По сути, работодатель получает работника, зарплату которому в течение года платит государство. Уже сейчас около 40 предприятий и частных предпринимателей пользуются этой услугой.
Трудовые ресурсы составляют 65% общей численности населения города (248,8 тыс.чел.). Преобладающая часть трудовых ресурсов (92%) — население в трудоспособном возрасте (228,8 тыс. чел.). Во всех сферах экономической деятельности занято 175,4 тыс. человек, что составляет 70,3% от численности трудовых ресурсов.
С начала года в городскую службу занятости по различным вопросам, связанным с трудоустройством, обратились 5 476 человек. Среди ищущих работу женщины составили 65%, каждый третий — молодой человек в возрасте до 28 лет, каждый шестой — из категории неконкурентоспособных, нуждающихся в особой социальной защите граждан. Уровень трудоустройства составил 31,4% от общего числа состоявших на учете граждан (показатель по стране — 21,6%). Уровень официально зарегистрированной безработицы — 0,81% (в среднем по Украине — 3,73%). Средняя продолжительность безработицы в первом полугодии 2002 года среди лиц, которые находились на учете в центре занятости и имели статус безработного, сократилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на один месяц и составила 8 месяцев. Из общей численности безработных 80% имели этот статус сроком до одного года, 17,7% — от 1 до 2-х лет, 1,4% — от 2-х до 3-х лет, 0,9% — свыше трех лет.
ЦИТАТА: Общая продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 360 календарных дней в течение двух лет. Гражданам, которые утратили работу по собственному желанию, этот срок сокращается на 90 дней, и пособие они будут получать минимальное… Должен быть стимул к труду! Если человек дважды отказался от предлагаемой ему работы, не содействует своему трудоустройству, он снимается с учета по безработице.
С начала 2002 года получали пособие по безработице 1113 человек. Средний размер помощи по безработице на одного безработного составил 130,7 грн. Это в 1,2 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2001 года. Данное увеличение обусловлено как ростом средней заработной платы на предприятиях, в учреждениях и организациях города, так и в значительной мере тем, что наблюдается весомое сокращение работников из воинских частей Черноморского флота РФ (по состоянию на 01.08.2002 г. фактически высвобождены 529 чел.), которым согласно законодательству начисляется пособие исходя из их средней заработной платы. Из безработных, получающих максимальное пособие, 75% — высвобожденные работники из воинских частей ЧФ РФ.
ЦИТАТА: При приеме на сезонные (осенние) сельхозработы севастопольские хозяйства отдают предпочтение более дисциплинированным и трудоспособным выходцам из Закарпатья и прочих областей, где самая высокая по стране безработица и самая низкая зарплата. Более избалованное в этом смысле местное население оказывается не у дел.
Между тем 68% безработных (701 чел.) получают минимальный размер помощи по безработице (67 грн). В их числе значительная доля — социально незащищенные граждане: молодежь, впервые ищущая работу, женщины с детьми до 6 лет и одинокие матери с детьми до 14 лет, семейные безработные и граждане, которые не работают больше года. Эти люди в силу своего особого социального положения требуют материальной поддержки. В то же время, по данным статистики, среднемесячная заработная плата одного штатного работника в городе за прошедший период составила 360 грн. Средний размер помощи по безработице составляет 130,7 грн, то есть 36,3% от уровня средней заработной платы в регионе, а минимальная помощь по безработице — лишь 18,6%.
Такова ситуация в городе. Основная цель центра занятости заключается в содействии трудоустройству незанятого населения. В течение первого полугодия 2002 года по направлениям городского центра занятости на предприятия города были трудоустроены 1717 человек. Центр занятости сотрудничает с работодателями, в результате чего постоянно обновляется и пополняется банк свободных рабочих мест и вакантных должностей. Количество вакансий по состоянию на 01.08.02 г. составило 2528 единиц. Однако около 60% из них — с оплатой труда, не превышающей 300 грн (как правило, это вакансии бюджетных предприятий — сферы образования, медицины, дошкольного воспитания, социального обслуживания). Более 60% всех вакансий ориентированы на рабочие профессии, пятая часть — на специалистов и служащих. Остальные рабочие места не требуют профессиональной подготовки.
ЦИТАТА: Больной вопрос — занятость молодежи. Не имеющим трудового стажа выпускникам учебных заведений необходимо проработать год, чтобы получить право на пособие по безработице. Сегодня распределение молодых специалистов практически не производится, молодежь находится «в свободном полете». На рынке труда переизбыток никому не нужных на сегодняшний день юристов, экономистов, бухгалтеров, которых центр занятости вынужден переучивать. Это — проблема.
Есть еще одна проблема, доставляющая дополнительные трудности ищущим работу гражданам — территориальная особенность Севастополя, где сельские районы относятся к территории города. Безработные, проживающие в пригородных населенных пунктах (Любимовка, Орловка, Кача, Верхнесадовое, Терновка, Орлиное, Андреевка), вынуждены добираться до центра занятости, используя несколько видов дорогостоящего транспорта (пригородные автобусы, маршрутные такси, катера, электрички). Одна такая поездка обходится от 5 до 10 грн, что составляет до 15% минимального размера выплачиваемой помощи. В связи с этим на заседании «круглого стола» был поднят вопрос о необходимости компенсации транспортных расходов дополнительно к минимальной помощи по безработице за счет aонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
На заседании также было отмечено, что уровень официально зарегистрированной безработицы не отражает реальной картины из-за наличия скрытой безработицы, а потому требуются дополнительные меры по привлечению в службу занятости неработающих граждан с полного рынка труда, который сегодня оценивается в севастопольском регионе в объеме 47 — 48 тысяч человек. К сожалению, экономическое положение в стране не позволяет увеличить размер минимального пособия по безработице до прожиточного минимума (340 грн. — Прим. авт.), однако возможности для подобного роста имеются. Увеличить размер минимального пособия по безработице ориентировочно до 80 гривен планируется уже к 1 сентября, в канун Дня борьбы с бедностью, проведение которого в Украине запланировано на 10 сентября.
Рис 1. Структура численности незанятых граждан, состоявших на учете в ГЦЗ в I полугодии 2002 года (по уровню образования)
Рис 2. Структура численности безработных по продолжительности безработицы за I полугодие 2002 года (всего 3322 чел.)
Рис 3. Структура численности безработных, которые получали пособие по безработице, по состоянию на 1 июля 2002 года (по размерам пособия) (всего 1012 чел.)