Безусловно, изюминкой нынешних гастролей Русского камерного балета «Москва» (художественный руководитель театра Николай Басин) стал спектакль «Взлом». На Национальном театральном фестивале он был выдвинут по трем номинациям и получил главную премию — «Золотую маску-2002» за лучшую мужскую роль, исполненную Романом Андрейкиным. Впервые за всю историю «Золотой маски» танцор — представитель современного танца — обошел своего коллегу из классического балета. А соперником был не кто иной, как солист прославленной «Мариинки»!»Взлом», — писала одна из московских газет, — объективно лучший спектакль этого года. Это редкий случай, когда к нашей российской всеядности привито европейское чувство формы». А это значит — виртуозный и своеобразный язык, оригинальные пластические репризы, безупречно «выговоренные» артистами дуэты и ансамбли. Это значит — солидная классическая база, на которой совершенно естественно развиваются ультрасовременные формы танца модерн с приемами клоунады и уличного театра.
Как считают знатоки, «Взлом» в постановке одного из самых популярных западноевропейских хореографов — нидерландца Пола Селвина Нортона — предназначен для гурманов, которые в первую очередь могут оценить силовое изящество хореографии, основанной на идее аутсайдерства. История, в которой на человеческое сообщество примеряют случай из жизни слонов — именно эти высокоорганизованные животные изгоняют из своего круга особей, не отвечающих принятым нормам.
Пол Нортон заложил во «Взлом» принцип «оригами», древнего японского искусства складывания бумажных фигурок. С лучшими оригамными работами севастопольцы имели возможность познакомиться недавно на выставке в Художественном музее. Там оригами на стендах, здесь — на сцене. Жесткое, безупречно пропорциональное в своей четкой конструктивности зрелище на первых порах просто ошеломляет зрителя. Но вскоре вы воспринимаете эту идею постановщика и заражаетесь ею.
Севастопольцы, которые на протяжении уже шести летних сезонов посещают гастроли балета «Москва», хорошо знают, что театр этот любит революции в искусстве. Так, уже с первых выступлений мы были поражены «Графическим балетом». Потом были новые неожиданности. Склонный к новаторству художественный руководитель театра Николай Анатольевич Басин с удовольствием подчеркивает: «шум» вокруг новаций в его театре ему только нравится. Раз шумят — значит смотрят. И еще он повторяет: графический балет не есть альтернатива классическому танцу. Напротив, традиционный балетный язык вполне уместен для нынешней хореографии, и потому модерн-данс соседствует в театре с правоверной классикой.
К числу таких новаторских спектаклей следует отнести премьеру прошедшего театрального сезона — «Оправдание Дон Жуана» (скорее, к ней более подошло бы название «Осуждение Дон Жуана»). Хореография и либретто Натальи Фиксель. Музыка И.-С.Баха, В.-А.Моцарта, Д.Шостаковича и далеких от классической уравновешенности групп «Апокалиптика» и «Волков Трио» в музыкальной композиции Валерия Самойлова.
Балет Натальи Фиксель — тоже эксперимент. Это сегодняшние вариации на вечную тему. Дон Жуан в этом спектакле — наш соотечественник, он одержим манией своей личной свободы — тем чисто русским ощущением бескрайности, беспредельности, простора и воли, что часто делает человека счастливым, но может и погубить. Он талантлив во всем. Он любит, но всегда не ту. Слишком много человеческих и творческих качеств в превосходной степени соединила традиция в этом персонаже. Принцип единства множественности определил идею постановщика — в спектакле действуют три Дон Жуана. А их могло быть и гораздо больше. Три варианта. Три попытки. Три женщины.
Так представляет театр. А что думаете вы?