Ночной испуг по льготному тарифу

Помнится, введение в городе в конце 2000 года повременной платы за местные телефонные разговоры вызвало довольно негативную реакцию севастопольцев. Многие расценили новацию как ущемление своих конституционных прав. И вот приказ Госкомитета по связи и информатизации — всем дирекциям с 30 июля этого года перейти на новые тарифы — опять взбудоражил абонентов электросвязи. Заговорили о ведомственном эгоизме акционерного общества «Укртелеком», которое якобы решило во благо себе воспользоваться своим монопольным положением. Полагая, что нет дыма без огня, наш корреспондент встретился с заместителем директора Севастопольской дирекции «Укртелекома» по вопросам экономики и финансов Т.И.БЕЛЯВЦЕВОЙ и задал ей несколько вопросов.- Татьяна Ивановна, в декабре 2000 года в Севастополе была введена «повременка» и одновременно изменены тарифы на услуги электросвязи. И вот Госкомитет вновь корректирует их. Какая в этом необходимость? Согласитесь, что частое изменение, так сказать, правил игры может подорвать доверие между абонентами и связистами, которые по логике рынка являются партнерами.

— По моим представлениям, природа рынка определяется не столько фактором неизменности партнерских отношений, сколько динамикой, которую задают такие объективные экономические регуляторы, как спрос и предложение. Хочу напомнить, что 1 декабря 2000 года в Севастополе на повременку были переведены 54480 абонентов. Из них 9145 абонентов, то есть 21 процент, наговорили за месяц меньше 100 нетарифицированных минут, поэтому заплатили на 3,16 гривны меньше, чем до повременного учета, когда абонентская плата составляла 10,5 гривны. В целом же меньше, чем до введения повременки, стали платить в месяц еще около 25,5 тысячи абонентов. То есть новшество стало выгодно тем, кто разговаривает по телефону недолго, а не решает с помощью электросвязи вопросы, связанные с ведением своего бизнеса. По оценке аналитиков, 58 процентов абонентов укладывались в отведенные на месяц 100 нетарифицированных минут. Это было одной из причин того, что по прошествии трех месяцев большинство абонентов перестало расценивать повременку как ущемление своих прав. Думаю, что постепенно то же самое произойдет и с отношением населения к новым тарифам.

— Вы можете привести какие-то аргументы в доказательство своей правоты?

— Прежде всего хочу обратить внимание на то, что новшество имеет социальную направленность и надо рассматривать весь комплекс изменений, а не сосредоточиваться только на повышении месячной абонплаты с 7,34 грн в месяц до 8,82 грн (с учетом НДС) для населения и бюджетных организаций и с 11,56 грн до 13,86 грн для других предприятий. Это касается телефонов с повременным учетом соединений. И если раньше абонентам предоставлялось 100, то теперь 175 нетарифицированных минут. Для сельской зоны абонплата за пользование телефонным аппаратом осталась без изменений. В Севастополе в очереди на установку телефона стоит около 18 тысяч человек. Оплата этой услуги снижена с 240 до 200 грн. Думаю, что потенциальных абонентов это порадует. В целом введение новшеств я бы оценила как балансировку и оптимизацию тарифов на услуги электросвязи.

— А как вы прокомментируете увеличение оплаты междугородных телефонных разговоров в пределах Украины?

— Да, стоимость одной минуты разговора возросла на 40 процентов. Теперь за минуту придется платить не 60, а 72 копейки. Это если разговаривать в так называемое бизнес-время, то есть в с 8 утра до 6 часов вечера. Зато с 18.00 до 23.00 стоимость минуты составляет теперь 48 копеек. А с одиннадцати вечера до восьми утра — 36 копеек. В субботние, воскресные и праздничные дни минута разговора обходится теперь в 30 копеек. В эти же дни минута разговора по Крыму составляет 14 копеек. Напомню, что ранее в субботу льготный тариф не действовал.

— Вероятно, люди будут стараться вести разговоры в часы действия льготных тарифов и это создаст более равномерную нагрузку на сеть в течение суток. Но не каждый из моральных соображений рискнет звонить в ночные часы. Согласитесь, что когда все нормальные люди спят, ночной звонок зачастую ассоциируется с экстремальными ситуациями и вызывает не положительные эмоции, а испуг. Исторически сложилось так, что севастопольцы связаны родственными узами с теми, кто живет сейчас в странах СНГ, прежде всего в России. Что вы можете сказать о тарифах на международные разговоры?

— Кардинально изменился принцип дифференциации тарифов в зависимости от расстояния соединений и категорий потребителей. Раньше потребители делились на три категории: население, хозрасчетные предприятия и бюджетные организации. Теперь для всех них тариф один. Это произошло в связи с тем, что для населения на разговоры с Россией до 3000 км, Белоруссией и Молдавией прежний тариф увеличился на 16,7 процента, для хозрасчетных предприятий он уменьшился на 41,7 процента, а для бюджетников — на 6,7 процента. Минута разговора с этими республиками составляет сейчас для всех категорий абонентов 0,28 доллара США. Но хочу обратить внимание на то, что для этих стран на три часа увеличено время льготного тарифа, который действует не с 21.00, а с 18.00 до 8.00, а также в субботу, воскресенье и праздничные дни. Наиболее существенно, более чем на 50 процентов, увеличилась для населения стоимость минуты разговора с Азербайджаном, Арменией и Грузией. Но одновременно уменьшились тарифы на разговоры со странами Центральной и Западной Европы, а звонок в Южную Америку стал дешевле более чем на 65, в Австралию на 70 процентов.

— Татьяна Ивановна, не думаю, что разговоры с этими регионами занимают сколько-нибудь значительный процент в объеме услуг электросвязи. Для основной массы ваших потребителей это удешевление ничего не даст. Какую выгоду получит «Укртелеком» от введения новых тарифов?

— Пока есть только предварительные расчеты, поэтому говорить о реальной дополнительной прибыли преждевременно. В любом случае вся она пойдет на развитие средств связи, прежде всего на селе. На 80 процентов оборудование устарело, и требуется срочная его замена. Особенно остро стоит вопрос о развитии местной связи, которая является убыточной. По этой причине ни один из 500 операторов Украины, имеющих лицензию на местную связь, развитием ее не занимается и решение этой непростой проблемы, в сущности, целиком ложится на «Укртелеком». Наша дирекция уже начала подготовку к установке на селе цифровой аппаратуры, которая обеспечит надежную связь и полный комплекс услуг.

— Некоторые средства массовой информации пишут о новой тарификации едва ли не как о благотворительной акции, а ведь совершенно очевидно, что услуги электросвязи стали для населения дороже.

— Я уже говорила, что нововведения надо рассматривать в комплексе. На чем-то абонент будет терять, а на чем-то выигрывать. Скажем, для тех, кто наговаривает в месяц по местной связи более 1800 минут, предусмотрено снижение на 30 процентов стоимости времени разговора, которое превышает названную цифру. Эта же льгота распространяется на пользователей Интернета. Теперь давайте представим, что «Укртелеком» снизил все тарифы почти до их себестоимости. Какие будут последствия? Уменьшится прибыль. Это приведет к отсутствию средств на развитие электросвязи, и отрасль просто перестанет существовать. Этих средств уже сейчас не хватает. Задолженность абонентов нашей дирекции составила на конец июля 8,7 млн и продолжает расти. В Севастополе 18 тысяч очередников на установку телефона, а по Украине их 2,5 миллиона. С целью обеспечения электросвязью всех желающих Госкомсвязи разработал программу, в соответствии с которой планируется ликвидировать очередь в течение трех лет. Для ее реализации, а также для технического обеспечения перехода с поминутного на посекундный учет разговоров потребуются большие финансовые вложения. Часть средств и будет получена в результате введения новых тарифов. Более подробно с ними можно ознакомиться в отделениях связи, в центре обслуживания потребителей и продажи услуг на проспекте Генерала Острякова, 13, а также по телефону 8-809.

Понимая, что интервью — это не исповедь, редакция намерена вернуться к данной теме через месяц после введения новых тарифов, когда севастопольцы на деле почувствуют как они отразились на их бюджете. Продолжить разговор тем более необходимо, что вновь приостановлена приватизация «Укртелекома», в которой больше тайного, чем явного.

Другие статьи этого номера