Жизнь наша изобилует неожиданностями, преподнося время от времени то радостные сюрпризы, то горькие разочарования. Порой приятельские отношения перерастают в жуткую неприязнь, когда вчерашние друзья оказываются на одной скамье — скамье подсудимых. «Да не ослепит тебя дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего друга», — говаривал когда-то китайский мудрец Конфуций и был прав.Согласно тщательно разработанному плану двое давних приятелей, Вячеслав А. и Александр С., вступили в преступный сговор, квалифицирующийся в юриспруденции как незаконное завладение чужим имуществом путем обмана и злоупотребления доверием и подделка средств доступа к банковским счетам. Вячеслав должен был заполнить от имени третьего лица, некоего Квадратова, справку о доходах, получить дубликат справки идентификационного номера на имя этого лица и представить севастопольскому банку вышеуказанные документы вместе с чужим паспортом. Затем, воспользовавшись внешним сходством с Квадратовым, оформить документы, дающие право на получение кредита, сам договор кредита и залог. После этого планировалось приобрести телеаппаратуру в виде двух телевизоров. Александр, в свою очередь, брал на себя сбыт товара и обязался найти деньги для оплаты вступительного взноса и комиссионного сбора.
Сказано — сделано. На следующий день Вячеслав представил в банк паспорт Квадратова, фальшивую справку с места работы и незаконно полученный дубликат о присвоении идентификационного номера (на имя все того же Квадратова). Далее подделал заявление на открытие текущего счета физического лица в национальной валюте, заключил договор с банком о предоставлении кредита в размере 1881 грн для приобретения двух телевизоров (LG и Samsung) и договор залога товара. Банк перечислил магазину соответствующую сумму. Телевизоры приятели выкупили и тут же реализовали.
Однако по прошествии месяца к ведущему эксперту департамента безопасности банка обратился начальник отделения: по кредиту о приобретении двух телевизоров в рассрочку, оформленному на имя Квадратова, образована задолженность. При проверке клиентов, которые во время не погасили задолженность по кредитным договорам, выяснилось: по указанному адресу Квадратов не проживает. Директор ЧП с места работы, указанного в документах, сообщил, что человек с подобной фамилией у них никогда не числился, подпись в справке от его имени поддельная, а печать, оттиск которой стоит на справке, давно утеряна и признана недействительной.
Настоящий Квадратов свой паспорт потерял давно, о чем написал заявление в паспортный отдел РОВД. На основании заявления ему выдали новый паспорт. Где и у кого находится старый документ, удостоверяющий личность, Квадратов не знал. «Хотя мои анкетные данные указаны верно, — пояснил он на допросе, — документы на получение кредита заполнены другим человеком. Предполагаю, что он хорошо меня знает. Однако данные о моем образовании, месте работы, должности и т.д. указаны неправильно. С Вячеславом А. знаком в течение десяти лет, с Александром С. — два года. Никакие документы о приобретении в рассрочку двух телевизоров я на свое имя не оформлял, как и не получал дубликата справки о присвоении идентификационного номера. Никаких письменных или устных заявлений в государственную налоговую инспекцию по этому поводу не делал».
Что же ГНИ? Начальник отдела учета плательщиков налогов и госреестра физических лиц показала, что согласно установленному законом порядку, выдача дубликатов о присвоении идентификационных номеров происходит после письменного или устного заявления граждан, с указанием причины повторной выдачи. Дубликат после проверки сведений о присвоении идентификационного номера выдается сразу (при наличии паспорта). Начальник отдела заверяет его своей подписью и печатью. Подпись свою под фальшивой справкой она признала. Но кто именно обращался в отдел с заявлением о выдаче дубликата и кто занимался оформлением справки, сказать не смогла. Сведения эти нигде не зафиксированы. Доступ к базе данных отдела имеют и начальник, и инспектора. Компьютером могут пользоваться только сотрудники отдела, посторонним это категорически запрещено.
Интересно, что, будучи привлеченными к уголовной ответственности, приятели чистосердечно раскаялись в совершенных преступлениях. Но у каждого из них своя «правда». Вячеслав А. утверждает, что это Александр С. предложил приобрести в магазине по подложному кредитному договору телевизоры, после чего продать их, а деньги разделить. Александр же клянется, что никакого сговора по подделке средств доступа к банковским счетам у него с Вячеславом не было. О том, что при оформлении договора кредита Вячеслав будет использовать поддельные документы, он не знал. А уж если бы знал, то попытался бы остановить Вячеслава.
Оба приятеля обвиняются в совершении преступления по ст. 200 ч.2 и ст. 190 ч. 2 УК Украины, санкция которых предусматривает наказание в виде лишения свободы до пяти лет.
Остается загадкой лишь факт получения Вячеславом дубликата справки чужого идентификационного номера в ГНА. То ли один из работников налоговой инспекции халатно отнесся к своим прямым обязанностям, то ли он, поддерживая все те же приятельские отношения, сознательно пошел на незаконные действия.
Точку в истории с банковскими кредитами, приятельскими отношениями и должностными просчетами поставит суд. Нам остается сочувственно отнестись к пострадавшим, иллюзорной дружбе обвиняемых и подумать о том, как трудно порой преодолеть соблазн заработать легкие деньги и как тяжела и длинна может оказаться последующая расплата. Жаль, что переписать жизнь набело не удавалось еще никому, даже самым праведным людям.