В этом году уровень абитуриентов, особенно севастопольских, очень высок

Однако преодолеть экзаменационный барьер смогли не все, в числе неудачников есть и медалисты. 5 августа Севастопольский национальный технический университет закончил отбор абитуриентов. Те, кому повезло, стали студентами, но многие испытали жестокое разочарование. Однако разве дело только в везении? Наш корреспондент беседует с ректором СевНТУ, заслуженным работником образования Украины, профессором В.А.КАРПЕНКО. — Виктор Андреевич, вы были председателем приемной экзаменационной комиссии, каковы итоги?

— В этом году стать студентами нашего вуза изъявили желание около трех тысяч девушек и юношей. Этот показатель не сильно отличается от предыдущих лет, поэтому, можно сказать, является стабильным и одним из наиболее высоких в Украине. 735 человек показали наилучшие результаты, набрали наибольшее количество баллов и были зачислены на бюджетные отделения. Они будут получать высшее образование бесплатно. 700 человек по результатам экзаменов зачислены на коммерческие отделения. При этом хочу обратить внимание на такой факт: при поступлении в наш университет абитуриенты должны были сдавать три письменных экзамена, что по нынешним меркам уже характеризует достаточно жесткий отбор, так как во многих вузах для приема достаточно пройти собеседование. И еще один факт, заслуживающий внимания: мы отметили повышенный интерес иногородних абитуриентов — 671 человек приехали из других регионов.

— Насколько эффективна, на ваш взгляд, так называемая 50-балльная система?

— Долгие годы существовала такая система оценок, когда обучающемуся выставляли «двойки», «тройки», четверки», «пятерки». «Единица», как таковая, фигурировала крайне редко, «двойка» означала полное отсутствие знаний, «пятерка» — добросовестную подготовку. А вот между «тройкой» и «четверкой» порой были трудноуловимые различия и недаром появились такие выражения, как «слабая «четверка» или «твердая тройка». Поэтому мы пришли к выводу, что за ответ следует установить 50-балльную систему оценок, что, как уже подтвердила практика, позволяет провести конкурс более справедливо.

— И как же конкретно такая система проявила себя на вступительных экзаменах?

— Если абитуриент набирал хотя бы по 10 баллов на каждом экзамене, то это позволяло ему продолжать участвовать в конкурсе. Однако, чтобы поступить, например, на бюджетное отделение, надо было преодолеть установленный университетом порог. Так, для поступления на факультет «Компьютерные науки», надо было набрать не менее 126 баллов, и если не хватало хотя бы одного балла, поступающий автоматически шел на коммерческое обучение.

— Севастопольский национальный технический университет традиционно слыл вузом, поступить в которой было крайне непросто…

— Только из Севастополя подали заявления 147 медалистов. Из них 47 человек вообще не смогли преодолеть конкурсный порог. 56 выпускников школ подтвердили медали, всего же было зачислено 100 медалистов, и, кстати, все они прошли на «бюджет». В целом уровень абитуриентов, особенно севастопольских, был высок.

— У кого еще были преимущества при поступлении?

— Традиционно лучшие результаты показывают абитуриенты, прошедшие нашу довузовскую подготовку. У нас есть своя школа-лицей, и в этом году из ее стен было выпущено 1192 человека. 998 подали заявление на поступление в наш вуз, и можно сказать, что почти каждый второй поступил на бесплатное, то есть бюджетное отделение. Многие подали заявления в филиал МГУ и тоже прошли конкурс.

— Что сегодня, на ваш взгляд, реально определяет уровень образования?

— У нас в городе в настоящий момент предлагают свои услуги в сфере получения высшего образования 32 учебных заведения разных хозяйственных форм. Когда меня спрашивают, как я к ним отношусь, я обычно отвечаю: никак. И там есть хорошие студенты. Но время все расставит по своим местам. Как только у нас появится здоровый рынок труда, «липовые» специалисты потерпят серьезное поражение. Работодатели уже сегодня имеют свои предпочтения, и ввести в заблуждение кого-либо только лишь наличием диплома трудно. Готовность иных коммерческих вузов «штамповать» своих выпускников я иногда сравниваю с манипуляциями с так называемыми в народе «ножками Буша». С ними не вышло. Прошло время, люди разобрались что к чему.

Самое главное, в чем нам уступают некоторые учебные заведения, так это отсутствие технической базы и собственной инфраструктуры. Недостаточно арендовать помещение, расставить столы и пригласить преподавателей. Недаром место, где располагается наш университет, называют «Студгородок». Это действительно мини-город, где есть общежития, свой санаторий-профилакторий, база отдыха, общепит, мастерские, поликлиника и так далее. Здесь живут, трудятся и обучаются в совокупности около 10 тысяч человек.

— Я знаю, что были в жизни университета и нелегкие дни. Как вы охарактеризуете свое положение сегодня?

— Сложности действительно были, но, слава Богу, прошли. Сегодня мы видим свет в конце туннеля. С присвоением нашему вузу статуса национального мы вправе полномасштабнее распоряжаться заработанными средствами. Мы не только своевременно выплачиваем заработную плату, премии, мы, если вы заметили, смогли везде сделать ремонт. Но самое главное — мы в состоянии давать нашим студентам качественное высшее образование. Только в этом учебном году 80 студентов нашего университета стали победителями самых разных общегосударственных олимпиад.

— Спасибо за откровенную беседу и удачи!

Другие статьи этого номера