Л.Жунько: «Сегодня мы знаем не только что делать, но и как»

Уважаемые сограждане! Друзья!

Мы отмечаем наш самый главный общенациональный праздник — День независимости.

11 лет Украина существует как самостоятельное, суверенное государство. Совсем небольшой по историческим меркам срок. Но в эти годы произошло столько драматических по сюжету и судьбоносных по сути событий, что окончательную и объективную оценку конкретному периоду смогут дать только наши потомки.

Не вызывает сомнения главное: с обидными остановками, с непродуманными забеганиями мы, тем не менее, двигались поступательно вперед. Не ошибусь, если скажу, что именно в этот период народ Украины сдавал, может быть, самый тяжелый в своей многострадальной истории экзамен. Экзамен по практическому государственному строительству. Ведь весь предыдущий опыт сводился у нас, к сожалению, скорей к попыткам, а не к результатам. Поэтому без преувеличений можно утверждать, что минувшие годы новейшей истории Украины стали временем практической реализации вековых устремлений украинского народа жить своими умом и волей в собственной стране.

Сегодня чрезвычайно важно осознать, почему не получалось прежде, но удалось теперь.

А получилось, прежде всего, потому, что все это время народ не был статистом. Он постоянно играл на политической арене роль деятельного и активного участника происходящих в стране процессов.

Судите сами. Принятие Верховным Советом социалистической Украины Декларации о государственном суверенитете 16 июня 1990 года стало закономерной реакцией представительной власти на превалировавшие в обществе настроения. Декларация провозглашала государственный суверенитет Украины, в ней было отражено стремление народа к созданию правовой эффективно работающей державы, способной обеспечить полноценное политическое, экономическое, социальное и духовное развитие своих граждан. Провозглашение независимости Украины 24 августа 1991 года тоже вполне соответствовало превалирующим в обществе, как реакция на ГКЧП, настроениям. Акт провозглашения независимости 1 декабря того же года был подтвержден волей народа на Всеукраинском референдуме. В Севастополе утвердительно ответило на поставленный вопрос почти 60 процентов голосовавших, в целом по Украине результат превысил 90 процентов.

Подтверждением верности обозначенных приоритетов стало принятие в июне 1996 года после всенародного обсуждения новой Конституции Украины. Она законодательно закрепила приоритетность гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.

Консолидации общества способствовали демократические выборы Президента страны в октябре — ноябре 1999 года, общеукраинский референдум по народной инициативе в апреле 2000 года.

В этой связи уместно затронуть и такое философское понятие, как роль личности в истории. Бесспорен особый вклад в консолидацию общества нынешнего главы государства Леонида Даниловича Кучмы. Уже неоднократно именно мудрость и политическая воля Президента не позволяли ввергнуть Украину в хаос не только политического, но и территориального противостояния.

Думаю, не только политологам, но и историкам еще предстоит дать должную оценку роли и места Севастополя в становлении и укреплении украинской государственности. В этой связи даже напрашивается вполне уместная, как мне кажется, аналогия: Севастополь не предал Херсонеса, откуда князь Владимир принес общенациональную объединительную идею в раздираемую противоречиями Киевскую Русь.

Президент Украины Л. Кучма назвал Севастополь своеобразным индикатором социально-политической обстановки в государстве.

Действительно, почти все противоречия новейшего периода украинской истории — от идеологических (например, с кем шагать в будущее: с Россией или Западом) до экономических (70 процентов объемов производства в советское время приходилось на предприятия военно-промышленного комплекса) и социальных (четверть населения города — пенсионеры) — представлены здесь в концентрированном виде.

Это, тем не менее, не мешает городу быть сейчас и одним из наиболее динамично развивающихся регионов страны. Уже третий год показатели роста объемов производства здесь стабильно превышают среднеукраинские, городской бюджет за это время вырос в 2,5 раза и составляет в 2002 году 210 млн гривен. По бюджетному обеспечению на душу населения Севастополь занимает второе (после Киева) место в стране.

Город и горожане действительно меняются. Показательны в этом отношении результаты последних выборов в Верховную Раду и местные cоветы. Традиционно влиятельные у нас коммунисты за последние четыре года растеряли почти 20 процентов электората, ни в одном из двух мажоритарных округов их кандидаты в ВР не прошли. А в городском совете вместо 52 депутатов от компартии осталось 9.

Как видите, «мастера разговорного жанра» уступают место людям дела. 40 процентов состава cовета — успешные руководители предприятий разных форм собственности. Вторые по уровню представительства в местном парламенте — госслужащие, то есть и по статусу, и по убеждениям — люди президентской команды.

Результаты последних общеукраинских выборов, безусловно, не только усилили позиции Президента и реформаторских сил, но и окончательно сформировали условия для новых качественных изменений в государстве и обществе.

Исключительно для тех, кто в своих узкополитических интересах старается «не замечать» этого, приведу некоторые цифры, красноречиво характеризующие реально идущие процессы в целом по Украине, и в Севастополе в частности. Реальный валовой продукт (ВВП) Украины в январе — июле по сравнению с аналогичным периодом минувшего года вырос на 4,4 процента, в том числе в июле — на 5 процентов. По темпам роста экономики мы, по оценкам международных аналитиков, занимаем одно из первых мест в Европе. Только в первом квартале текущего года продовольственный рынок страны расширился почти на 9 процентов. А рынок непродовольственных товаров — на 27 процентов!

Аналогичные тенденции уже достаточно давно характерны и для Севастополя. В социальной сфере реализованы стандарты опережающего уровень инфляции (8,9 проц.) роста среднемесячной заработной платы (29,6 проц.) и среднего размера пенсий (51,2 проц.). И несмотря на то, что проблема трудоустройства по-прежнему остается одной из самых острых, мы сегодня сталкиваемся и с трудно-стями совсем иного плана. В центре занятости месяцами не запол-няются почти две тысячи вакан-сий с зарплатой от минимальной до тысячи гривен!

Показатель мобилизации де-нежных средств населения по итогам 2001 года в банки города возрос на 62 процента и составил в абсолютных цифрах 85,7 млн гривен (почти половина городского бюджета).

Отрадно, что действительно углубляются кардинальные реформы в экономике. Отрадно вдвойне, что осуществляется переориентация экономики на удовлетворение потребностей населения.

Сегодня мы уже знаем не только, что необходимо раскрепостить инициативу активной части общества и обеспечить поддержку неконкурентоспособному населению, но и как это сделать. Ответы на этот и многие другие вопросы экономического и социального развития страны на 2002 — 2011 годы содержатся в Послании Президента Украины к Верховной Раде.

Главное достоинство этого документа в том, что его реализация уже в ближайшей перспективе в состоянии снизить остроту наших социальных проблем. Имею в виду и новые акценты в политике доходов, и государственное стимулирование ускоренного роста заработной платы, и укрепление позиций и численности среднего класса, и пенсионную реформу.

К сожалению, как показывают последние события в стране, далеко не всем по душе такой сценарий. Что неудивительно: его реализация — это начало конца для целой плеяды политиков, зарабатывающих авторитет и деньги на противостоянии в обществе. Их девиз известен: «Чем хуже — тем лучше».

К сожалению, такие, с позволения сказать, «друзья народа» имеются и в нашем городе. Сейчас, например, им в очередной раз не дают покоя лавры Герострата, спалившего одно из семи чудес света — храм Артемиды.

Сейчас наши местные оппозиционеры прилагают титанические усилия, чтобы дискредитировать в глазах общественности Программу развития Севастополя как курортно-рекреационной зоны, центра международного исторического и православного туризма, науки, промышленности, базы двух флотов.

Реальных аргументов им катастрофически не хватает, и поэтому в ход идут самые изощренные и циничные инсинуации и откровенные передергивания.

Между тем совершенно очевидно, что в прежнем формате «Севастополь как исключительно военно-морская база» по целому комплексу причин развиваться уже не может. Например, у нас — более 230 тыс. граждан трудоспособного населения. И только 8-я часть из них может быть востребована предприятиями и организациями, обеспечивающими жизнедеятельность инфраструктуры двух флотов. При этом в экономике города очень слабо задействованы уникальные природно-климатические возможности Севастополя, его репутация «памятника под открытым небом». С учетом этого мы подготовили свои предложения, и на их основе Кабинет министров Украины в прошлом году принял Программу развития Севастополя на 2001 — 2005 годы общей стоимостью 1 млрд 165 млн гривен.

Впервые за всю историю города на уровне государства предусматривается всестороннее развитие Севастополя как курортно-рекреационной зоны, центра международного исторического и православного туризма, науки, промышленности, базы двух флотов.

Более того, на сегодня это единственная в стране сертифицированная региональная программа. Городу, таким образом, вновь предоставляется уникальная возможность стоять первым у ворот, в которые уже завтра устремятся многие. Ведь в Послании Президента к Верховной Раде «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 — 2011 годы» модернизации туристической и рекреационной сферы страны посвящен целый раздел. То есть у нашего региона на сегодня весьма серьезные, наиболее предпочтительные, возможности стать базовым в реализации этого направления стратегической деятельности государства.

Что, собственно говоря, уже и происходит. Достаточно сказать, что годовая программа капитального строительства за счет участия государства составляет в нынешнем году 33 процента от суммы городского бюджета. Таких показателей Севастополь не знал и в лучшие советские годы.

Чрезвычайно важно, что все эти изменения происходят не только под патронатом, но и при личном участии Президента Украины Л. Кучмы. Например, ввод в эксплуатацию объездной Инкерманской дороги (строительство было заморожено еще в начале 90-х годов и возобновлено в нынешнем по личному указанию Президента Украины) в недалекой перспективе превращает Севастополь в главные воздушные и морские туристические ворота всего полуострова.

В свое время по вине так называемых «друзей народа» дважды не состоялось решение об открытии в Севастополе свободной экономической зоны, приоритетного режима инвестиционной деятельности. Думаю, у нас хватит здравого смысла не наступать очередной раз на одни и те же грабли.

Сегодня можно с уверенностью сказать: стратегический курс, взятый на построение Украины как демократического правового социального государства, выдержал проверку временем. Последовательно продвигаясь в этом направлении, мы определили основные полномочия органов государственной власти. Были заложены основы гражданского общества. Как следствие, удалось сохранить стабильность в стране, что и создало предпосылки для выхода национальной экономики из системного кризиса.

Но процесс строительства нашего общего дома еще не завершен. Для того чтобы качество жизни в Украине полностью соответствовало уровню наиболее развитых стран мира, и необходимо реализовать задачи долгосрочной стратегии, определенной в Послании Президента Украины к Верховной Раде «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 — 2011 гг.».

Опыт держав, которые осуществляли подобные преобразования, свидетельствует, что реальный успех возможен только в случае максимального политического консенсуса и консолидации усилий всего общества. Мы не сомневаемся, что севастопольцам хватит сил и настойчивости, терпения и воли, взаимопонимания и взаимного уважения, чтобы объединенными усилиями превратить Севастополь в европейски благоустроенный, экономически высокоразвитый регион.

От всей души желаю успехов всем нам на этом благодарном поприще. Наше Отечество, наш общий дом — Украина! И она обязательно станет процветающим, уважаемым в мире демократическим государством. Мы так хотим. И никто нам не в силах помешать!

Счастья вам и благополучия!

Другие статьи этого номера