Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

 Звезды, которые сошлись на небосклоне Генриетты Яновской

Генриетта Яновская — из тех режиссеров, чье творчество было восторженно встречено за рубежом и лишь спустя многие годы — на родине. Ее постановки воспринимаются зрителями как откровение, как точное попадание «в десятку». Генриетта Яновская...

Генриетта Яновская — из тех режиссеров, чье творчество было восторженно встречено за рубежом и лишь спустя многие годы — на родине. Ее постановки воспринимаются зрителями как откровение, как точное попадание «в десятку». Генриетта Яновская — лауреат премии «Хрустальная Турандот», «Чайка», номинант премии «Золотая маска», «Кумир». Нынешним летом севастопольские зрители имели счастливую возможность впервые увидеть спектакль московского ТЮЗа «Свидетель обвинения» в постановке Г.Яновской. Мы встретились с Генриеттой Наумовной, когда она была в нашем городе.- Вы возглавляете этот театр уже пятнадцать лет. Зрителя нестоличного настораживает название «Театр юного зрителя». В былые времена он был нацелен на детей и юношество. А сейчас?

— Людей, которые не знают нашего театра, может напрягать название «ТЮЗ». Действительно, это слово осталось от советских времен, когда считалось, что театр можно разделять по принципу возраста. Я же принципиально против разделения по возрастному, половому, национальному, расовому или иному признаку. Зал есть срез человечества, срез общества, в котором мы живем. И этот срез и есть наш зритель. Я считаю, что в каждом театре непременно должны быть детские утренние спектакли в субботу и воскресенье. А отпускать детей вечером могут только преступные родители. Что же касается названия театра, то в свое время даже шел разговор о его замене, что достаточно сложно, потому что существует определенная историческая привязка. Но и с этим названием мы спокойно ездим на международные фестивали, там эту аббревиатуру не расшифровывают, там значится просто: МТЮЗ, и никого не волнует, почему он так называется.

— Итак, МТЮЗ — это театр для человека. А как складывается его афиша? Чему вы отдаете предпочтение? Классике? Модерну? Модным или популярным произведениям?

— Новый период жизни театра начался с «Собачьего сердца» М.Булгакова. Поразительно получилось, что в советские времена я ставила зарубежную классику, а когда они кончились — русскую, российскую. Чехов представлен у нас уже тремя названиями — «Иванов и другие», «Черный монах», «Дама с собачкой». В репертуаре произведения А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского. Из западной классики у нас Э.Ростан, Ж.Оффенбах, Оскар Уайльд, Агата Кристи. А наши предпочтения… Мне не кажется, что театр должен зависеть от того, что популярно. Театр должен говорить о том, что он чувствует. Спектакль есть монолог группы людей, которые собрались в одном театре, монолог о жизни, о времени, о нас в жизни, о связях времени и человека.

— Постановку по Агате Кристи «Свидетель обвинения» вы привезли в Севастополь — стильный, ироничный, музыкальный спектакль.

— С этим новым спектаклем мы ездили в Сургут на фестиваль, организованный московским телевидением, и в Нижневартовск. «Свидетель обвинения» — театральная игра в английский детектив и в то же время изумление и удивление человеческой природой, проявляющейся в неожиданном, странном, безумном повороте. Это и сгусток человеческих страстей, и наш своеобразный акт преклонения, любви, нежности, уважения к великой Марлен Дитрих. Кстати, «освоиться» в туманном Альбионе нам удалось благодаря содействию военного атташе Великобритании в Москве, он грандиозно ходил по сцене, демонстрируя походку английских гренадеров. И наши артисты бодро пытались научиться тянуть носок по-английски. Один из сотворцов спектакля — Сергей Михайлович Бархин, ведущий сценограф не только Москвы, но и мира. В последние годы он работал главным художником Большого театра. Мы сотрудничаем с того дня, как я пришла в этот театр.

— Лондонcкая изморось, черные зонтики, шотландская клетка, голландский табак… Поразительное оформление — вся сцена в зонтиках. Зонтики, зонтики. И сразу понятно: Англия, дождь, туман.

— Да, использовано более 300 зонтиков. Англия… А может быть, если бы я ставила у вас в Севастополе, я бы ввела зонтики от солнца… Есть одна грандиозная притча. Жила тихая еврейская женщина, у нее было два сына, один делал зонтики от дождя, другой — от солнца. Приходит она к реббе: «У меня такая несчастная жизнь, я так страдаю! В тот день, когда идет дождь, я мучаюсь, что сын, делающий зонтики от солнца, сидит без работы. А в тот день, когда светит солнце, без хлеба остается семья сына, делающего зонтики от дождя». А реббе отвечает: «Женщина, ты неправильно прожила свою жизнь. В солнечный день ты должна быть счастлива, что есть работа у того сына, который делает зонтики от солнца, а в дождливый день — благодарить Бога, что все хорошо у того сына, который изготовляет зонтики от дождя…» Так что мы приехали к вам с зонтиками от дождя, а надо было бы — от солнца.

— Очень жаль, что мы смогли увидеть лишь одну вашу работу.

— Привезти еще какой-то спектакль — это очень дорогое удовольствие: трейлеры, декорации, нужно время для установки света, ведь мы не можем приехать, сыграть, свернуться и уехать. Мы пытаемся работать таким образом, чтобы все это имело отношение к слову «искусство». Кстати, наши самые первые гастроли были в Украине, когда мы привезли в Киев «Собачье сердце». Прием был ошеломляющим — можете себе представить: тогда поломали двери в театр! Недавно мы показывали «Иванов» в Киеве и Харькове. А основные гастроли наши — их действительно очень много — это различные международные фестивали. Приятно (так сошлись звезды!), что нас приглашают с разными спектаклями. И даже на великом Авиньонском фестивале мы были два года подряд — а такого вообще не бывает с театрами нефранцузскими! Сначала был представлен спектакль Гинкаса по Достоевскому, потом — мой спектакль «Гроза» по Островскому. Приглашением на Авиньонский фестиваль можно гордиться, как театральным орденом.

— Генриетта Наумовна, вы с Гинкасом, наверное, единственная режиссерская пара на отечественной сцене. Как уживаются в театре и дома два таких великих постановщика?

— На сцене мы не уживаемся. Вдвоем мы сделали всего лишь один спектакль, это было давно, в Красноярске. И это был один из самых близких моментов развода за наши 38 совместных лет. Когда я пришла в этот театр, Гинкас ни за что не хотел здесь работать. Он много ставил за границей, но там спектакли долго не живут. Я приезжала, смотрела его потрясающие, фантастические, невероятные постановки («Макбет» в Финляндии!). Испытав полный шок от того, что их зрители это видят, а наши нет, я пошла на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы Гинкас ставил спектакли у нас. Хотя материально — лучше там. Художественно, творчески — лучше здесь. Сейчас Гинкас по-семейному вошел в наш коллектив и всех полюбил. Но он не работает в МТЮЗе. Он — приглашенный режиссер. Хотя мы его приглашаем на каждый спектакль (смеется).

— Гастроли на родине, гастроли за рубежом. Чем отличаются зрительные залы?

— По чувственной природе зритель ничем не отличается. Рыдает так же, смеется так же. Однако мы замечаем, что в разных странах отмечаются разные вещи. Особенно это было показательно, когда мы играли «Собачье сердце» в Германии — сначала в Мюнхене, потом в Восточном Берлине, потом в Гамбурге. Мюнхенские и гамбургские зрители реагируют в основном на художественную сторону — они аплодируют мизансценам, актерской виртуозности, придумкам. Зал бывшего соцлагеря в первую очередь отзывается на социальную сторону, первичным для него является мысль, вторичным — художество. Так же и в Израиле, где мы вообще оказались первым российским театром, когда еще не было дипломатических отношений. Это была полная фантастика, мне прямо в театр прислали приглашение на фестиваль. В Иерусалиме и Хайфе — разные залы, как будто в двух разных странах. Там так и говорят: Хайфа работает, Тель-Авив развлекается, Иерусалим думает. Зрительный зал оценивает нас, но часто не знает, что и мы оцениваем его. Актеры, уходя за кулисы, говорят: сегодня зал умный, сегодня — легковесный, сегодня — какой-то неинтересный. Вспоминаю, как мы играли в Турции — настоящий шок, мертвая, гробовая тишина, лишь одна женщина заливается смехом. Потом я поняла, в чем дело. Мы оказались первым советским театром, который приехал в то время, когда коммунистическая партия в Турции была под запретом. В зале сидели люди в темных одеждах, которые явно пришли на серьезную международную встречу. Они сидели и соответствовали важности момента. Артистам и этой женщине лишь через час удалось раскачать зал, и лишь тогда он начал реагировать. Зато три последующих вечера были великолепны. И это незабываемо.

— А наш севастопольский зал с первых минут находился под магией вашего спектакля. И мы надеемся на новую встречу.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ