Десять лет назад в севастопольской фирме, которой руководит Виталий Барон, был разработан уникальный теплообменный аппарат, который по своей экономичности, техническим параметрам и конструктивным решениям превосходил зарубежные аналоги. В поисках рынка сбыта директор рассылал по Украине и России информационные материалы и получал не только предложения о сотрудничестве, но и короткие ответы, суть которых сводилась к следующему: «Вы ошиблись в расчетах. Такого просто не может быть». А некоторые так и вовсе намекали на попытку фирмы ввести их в заблуждение. Действительно, трудно было поверить, что новый агрегат, будучи в сравнении с существовавшими в десять раз меньше по массе и габаритам, на порядок снижает энергозатраты, обеспечивает небывало высокую теплоотдачу и работает без ремонта втрое дольше привычного срока.Прошло немало времени, прежде чем фирма смогла преодолеть сомнение и недоверие потребителей к своей продукции. За десять лет она выпустила и установила около полутора тысяч теплообменников, получивших признание в таких известных предприятиях, как львовский «Фотон», производственное объединение «Азот» и российский «АвтоВАЗ», где севастопольские агрегаты предпочли импортным. Слава о фирме докатилась до Южносахалинска, у которого Япония под боком, а он, тем не менее, везет агрегаты за тридевять земель из Крыма. Надежны, экономичны, дешевы и, хоть и разделено постсоветское пространство границами, все равно теплообменники, считай, свои.
И вот Виталий Григорьевич вновь стоит перед необходимостью преодолеть недоверие к новой разработке фирмы — тепловому насосу. Собственно, его нельзя отнести к ноу-хау. Теплонасосу в лабораторном варианте около сотни лет, а в промышленном — полвека. Западная Европа и Америка давно наладили их серийное производство, а в странах СНГ, в том числе в Украине, где климатические условия для его использования наиболее предпочтительны, теплонасос мало известен. Информация о нем скудна, специалистов по проектированию, изготовлению и монтажу этих агрегатов в стране можно пересчитать по пальцам. Что же касается обывателей и даже людей технически подготовленных, то им довольно сложно понять, каким образом в результате физических процессов агрегат производит тепловую энергию.
Зная это, Виталий Григорьевич сомневающимся в целесообразности установки теплонасосов, как говорится, на пальцах, с помощью следующего простого примера объясняет принцип работы этого агрегата. Предположим, вы принесли с базара курицу, принесли ее домой и положили в морозильную камеру. Там температура минус восемь градусов, а температура курицы плюс два градуса. Курица начинает охлаждаться до температуры морозильника, отдавая при этом десять градусов тепла, которое через испаритель холодильника поступает в воздух кухни. Как это, на первый взгляд, ни парадоксально, курица участвует в обогреве квартиры. Аналогичный процесс происходит, если через систему специальных теплообменных аппаратов летом прокачивать морскую воду. Она будет отдавать тепловую энергию, которой при соответствующей конструкции испарителя, заполненного хладагентом, и производительности компрессора, перегоняющего воду, будет достаточно для обогрева помещения. Это не просто теоретические изыски и умозаключения, а давно проверенный на практике эффективный способ выработки тепловой энергии. Он уже несколько лет используется для обогрева в Киеве гостиничного комплекса «Русь», а в Москве — «Президент-отеля». Кстати сказать, двадцать лет назад по решению Академии наук в Крыму был введен в строй первый в СССР тепловой насос, который работал до недавнего времени.
Четыре года разработки и усовершенствования конструкции убедили Виталия Барона в том, что теплонасос предпочтительнее гелиоколлекторов и ветроустановок, производительнее их, позволяет вдвое меньше потреблять злектроэнергии и не оказывает вредного воздействия на природную окружающую среду. Кроме того, теплонасос является так называемой обратимой машиной: зимой он вырабатывает тепло, а летом может функционировать в режиме кондиционера. Правда, есть один фактор, сдерживающий его широкое применение: теплонасос достаточно дорог и окупается примерно через пять лет. Сейчас фирма, которой руководит Виталий Барон, заканчивает испытания своей теплоэнергетической установки. Она будет смонтирована в одном из санаториев Ялты. Договор с заказчиком согласован. Это может стать прорывом в области использования новых энергосберегающих технологий в Крыму. По мере повышения тарифов на электроэнергию, что, по мнению аналитиков, является неизбежным, фактор цены теплового насоса перестанет играть главенствующую роль. Одна из французских фирм проявила заинтересованность в сотрудничестве с севастопольской фирмой и готова поставлять ей компрессоры. Все остальные агрегаты и конструктивные элементы будут отечественного производства.