Государственная налоговая администрация в г.Севастополе неоднократно предлагала в проекте решения Севастопольского городского совета пересмотреть размер фиксированного налога для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и являющихся плательщиками рыночного сбора на территории, подведомственной горсовету. Естественно, это идет вразрез с желаниями владельцев и руководителей самих рынков, а также лоббирующих их интересы представителей властных структур. Между тем доходы «рыночных» предпринимателей неуклонно растут, увеличивается количество рынков, а город регулярно недополучает от этой торговой деятельности значительные суммы. О проблеме и путях ее решения мы беседуем с начальником управления налогообложения доходов физических лиц ГНА в г. Севастополе Т.П.БОРОДИНОЙ.- Татьяна Павловна, почему на фоне всеобщих разговоров об ослаблении налогового «бремени» на малый и средний бизнес ваше ведомство выступает за увеличение размера фиксированного налога с торгующих на рынках?
— Это не прихоть, а закономерный результат экономического и социального развития общества в целом и Севастополя, в частности. Судите сами: по данным Госкомстата, средняя зарплата в Украине этим летом достигла 398,1 гривны, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 70,79 гривны. Приблизились к отметке в 400 гривен и номинальные доходы населения в расчете на «душу», в том числе лиц, чьей основной профессией стала торговля вещами на рынках. Естественно, возросла покупательская способность людей. Растет и количество городских рынков: в прошлом году их было 37, в этом — 39, соответственно число торговых мест — с 11600 до 13217.
Немаловажен и такой фактор: многие непродовольственные товары, которые реализуют на рынках города частные предприниматели и торговцы, сделаны, как говорится, «на Малой Арнаутской». Они поступают на наши прилавки в основном уже не из зарубежья, а с оптовых рынков типа одесских. Там же, в многочисленных «китайских», «вьетнамских» и других артелях, большинство товара и производится. Качество соответственное. Зато вещи дешевые, а «челноки» давно забыли о таможнях и пошлинах. Это позволяет им после «отоварки» в Южной Пальмире получать на севастопольских рынках прибыль порой до 100 — 120%! Например, в Одессе шубку из кролика можно купить за 230 гривен. Здесь она уже стоит порядка 700 !
Доходы увеличиваются, но отследить их фактически очень трудно: у предпринимателей на рынках есть возможность работать по «черному налу». Хотя многие из них уже сами говорят: «Пришло время платить налоги». Правда, не в полном объеме, кое-что и для себя оставляют — мы это понимаем. И видим, что чистого дохода наш предприниматель стал получать по тысяче — полторы в месяц, а не по 200 — 300 гривен, как 3-4 года назад. При том что местные ставки налогообложения на рынках — очень важные для бюджета города — остаются явно заниженными. Между тем главная составляющая севастопольской казны — 68 процентов — это подоходный налог.
Да, если сравнивать с прошлым годом, поступления от физических лиц увеличились на 40%. И единого фиксированного налога за прошедшие месяцы мы собрали уже порядка 9 миллионов гривен, тогда как за весь 2001-й — всего 6 миллионов.
— Но этот рост произошел в основном за счет увеличения количества плательщиков, которые предпочли упрощенную форму налогообложения, и числа наемных работников. Между тем, как и за землю, ставки платы за право торговать на рынках должны быть реальными, дифференцированными в зависимости от «популярности» мест торговли и соответствовать современному уровню доходов самих торговцев. Это особенно важно, как я понимаю, в условиях происходящего и планирующегося уменьшения общей базы налогообложения и в стране, и в городе.
— Совершенно верно, но эти «внутренние резервы» осваиваются с трудом. В 2000 году мы добились, чтобы на рынках «Универсальный» и «Южный» месячные ставки фиксированного налога были подняты с 30 гривен до 50-ти, как на вещевом. Иначе где же справедливость: все они располагаются рядом! Но это только на двух рынках. А их у нас почти четыре десятка. Нужно пересматривать как ставки фиксированного налога на них, так и размер единого — по видам деятельности, который сейчас для занимающегося торговлей, даже в очень крупных объемах, составляет всего от 147 до 200 гривен. А предпринимателей сегодня в нашем городе 21 тысяча, из них 4 — на едином налоге. Он выгоден, поэтому юридические лица «делятся» на несколько физических и переходят на него. Посмотрите: почти все «бутики» по кольцу города, другие крупные магазины — «физлица»! В результате опять недополучает казна.
Ставки этих налогов должны быть разумными. Изменение их, в соответствии с указом Президента, входит в полномочия местных органов власти. В этой связи вспоминаю, как один депутат прошлого состава горсовета с трибуны постоянно говорил о необходимости покупки современного медицинского оборудования для 1-й горбольницы за 230 тысяч гривен. Мы тогда объясняли, что простое изменение ставки патента для торгующих на рынках с 30 гривен до 50-ти даст городу не менее 400 тысяч. И на аппарат хватило, и еще бы осталось на другие насущные нужды. Соглашались, но голосовали за… 30 гривен!
Появляются новые виды деятельности, например, бизнес с Интернетом. 21 апреля 2000 года, когда утверждались ставки единого налога, не думали, что они будут приносить доход бюджету. То есть прежний перечень и морально устарел.
Кстати, средняя ставка фиксированного налога у нас в городе — 47 гривен — самая низкая в Украине. Тогда как в Харькове — 85, Симферополе — 57. Причем потребитель из столицы Крыма имеет выбор, а Севастополь, как говорится, конечная станция.
— Может, имело бы смысл установить одинаковую на всех рынках Севастополя ставку патента, чтобы не было путаницы? Скажем, в пределах 60-70 гривен?
— Да, проблем тогда было бы меньше. Тем более что единый и фиксированный налоги не являются обязательными. Хотите на них работать — пожалуйста! Предприниматель имеет право опробовать любую систему налогообложения и всегда выбирает выгодную для себя.
Кроме того, существующие пока разные ставки фиксированного налога на рынках, имеющих одинаковое территориальное расположение, являются нарушением требований действующего законодательства. Так, на «Чайке» по улице Адмирала Октябрьского — две ставки: 60 и 30 гривен за календарный месяц в зависимости от вида реализуемого товара. Вещевой, мелкооптовый, «Кольцо», что на 5-м километре Балаклавского шоссе, тоже имеют разные ставки: 50, 95 и 75 гривен. Из-за этого почти ничего не мешает лицам, торгующим продуктами на мелкооптовом рынке, уйти от установленного там высокого налога на соседние ряды, где его размер почти вдвое ниже. Так многие и делают, кстати.
Мы считаем, что в первую очередь на рынках 5-го километра, имеющих наибольшие в городе объемы товарооборота, должна быть одна ставка. И довольно высокая! Поясню, почему. Там осуществляют предпринимательскую деятельность порядка 4,5 тыс. граждан (40% от общего числа торгующих на рынках города). Из них на уплату фиксированного налога перешли 1520 предпринимателей. Фиксированная ставка подоходного налога, утвержденная для вещевого рынка, составляет 50 гривен. Так как субъект предпринимательской деятельности освобождается от обязательных отчислений в Пенсионный фонд и органы соцстраха, которые составляют 37,5% от налогооблагаемого дохода, такая ставка соответствует сумме налога, подлежащего уплате по обычной системе налогообложения со 170 гривен чистого дохода в месяц.
— Что предлагают налоговики сделать сейчас депутатам на других рынках?
Проект решения горсовета предполагает уменьшение ставок фиксированного налога по рынкам «Шевченковский» и на улице Юмашева с 60 гривен до 50. При этом не учтено, что они находятся в плотно заселенных районах, население которых приобретает товар большей частью именно на этих рынках. Об этом свидетельствует сравнительный анализ доходов граждан — субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность там, а также на приравненных к одной категории по своему функциональному назначению рынках «Московский» и на улице Хрюкина. А ведь одно уменьшение ставки налога на рынках «Шевченковский» и «Хрюкинский» приведет к потерям бюджета в размере 25 тысяч гривен. Поэтому мы предлагаем на Юмашевском и Шевченковском хотя бы оставить действующую ставку.
Нельзя уменьшать ставку и на «Чайке», как это предложено, с 80 до 60 гривен, т.к. данный рынок, находясь в центре, специализируется на продаже крупных партий овощной продукции с целью ее дальнейшей реализации, пользуется популярностью среди простых потребителей.
Напомню, что размеры ставок рассчитаны с учетом общей покупательской проходимости рынков («мест торговли») и их преимущественной специализации. Поэтому, чтобы исключить в дальнейшем разночтения по вопросу применения ставки фиксированного налога при вводе в эксплуатацию новых рынков на территории города, госналоговая администрация считает необходимым рассматривать эти ставки строго в зависимости от территориального расположения мест торговли.
Мы надеемся, что депутаты горсовета нового созыва при рассмотрении вышеупомянутого проекта примут справедливое, взвешенное со всех сторон решение.
— Спасибо за беседу!