Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 20o

 Школа Девочко

В канун 90-летия к Вере Романовне Девочко приехал из Москвы один из ее первых послевоенных выпускников — Сергей Лебедев. Принес с собой весьма престижное и известное в мире издание «Кто есть кто из интеллектуалов»...

В канун 90-летия к Вере Романовне Девочко приехал из Москвы один из ее первых послевоенных выпускников — Сергей Лебедев. Принес с собой весьма престижное и известное в мире издание «Кто есть кто из интеллектуалов» (Кэмбридж) — не столько с целью знакомства с опубликованной в нем информацией о собственной персоне, сколько для того, чтобы обратить внимание на одну существенную деталь. На странице 236, где дается представление профессора Сергея Николаевича Лебедева, есть та самая знаменательная фраза: «Родился в Севастополе. После окончания с серебряной медалью севастопольской средней школы 3 (известной как школа Девочко) был принят на юридический факультет Института внешней торговли».Вера Романовна с удовольствием рассказывает о своем ученике, который достиг высот и у себя в стране, и за рубежом (упомяну лишь о том, что Сергей Лебедев является членом совета при Президенте РФ по совершенствованию правосудия, вице-президентом Ассоциации международного права и Ассоциации морского права, участником крупнейших международных арбитражей). Я слушаю ее и несколько сожалею, что мы больше говорим о ее выпускниках, чем о ней самой, хотя понимаю, что это вполне естественно и объяснимо: учитель остается в своих учениках, и чем выше достигнутые ими вершины, тем значительнее и весомее является дело наставника и воспитателя. И, значит, совсем не случайно в престижном международном издании упоминается и севастопольская школа, «известная как школа девочко».

Из третьей школы вышли тысячи прекрасных выпускников. Полученные здесь знания позволяли им легко, без усилий, поступать в самые престижные вузы Союза, и сам знак ученика «школы Девочко» был лучшей характеристикой их достоинств. Можно было бы сегодня называть имена и фамилии, известные в городе и далеко за его пределами, но для этого потребовалась бы целая книга. С годами и приходящей зрелостью уважение к Вере Романовне ее бывших учеников не только не утрачивается, напротив, оно приобретает истинное осмысление. Вот что говорит прокурор Виктория Андреевна Иванченко:

— Вера Романовна — это история, легенда. Это друг, старшая сестра, наставник. Многие из нас, наверное, не состоялись, если бы не Вера Романовна. Она всегда учила нас принципиальности, независимости, чистоте, порядочности по отношению к людям. Она заложила в нас зерна душевности и мудрости. Она никогда не делала шагов назад, шла только вперед и учила нас этому. Она никогда не пресмыкалась перед сильными мира сего. Для нее не имело значения богатство человека, она смотрела в самую сердцевину души и уважала только тех, кто был честен, порядочен. Вере Романовне я посвятила такие строки:

Профессий много, все не перечесть,

В основе всех — родная третья школа,

А быть такой, как вы, — большая честь,

Вы научили в хоре петь нас соло.

— А какой период был самым важным в вашей биографии? — задаю я вопрос Вере Романовне.

— Возвращение в Севастополь. В освобожденный город я приехала на рассвете 8 мая 1944 года. Сюда были направлены три машины с руководством. Я ехала в третьей. Еще на окраинах шли бои, раздавалась стрельба, на улицах — завалы камней, трупы, искореженный металл.

Еще задолго до освобождения полуострова было сформировано правительство Крыма и руководство города. Веру Романовну Девочко назначили завгороно разрушенного, фактически стертого с лица земли Севастополя. Перед ней были поставлены задачи: к такому-то числу открыть школу, к такому-то — детский сад. Создать всю систему образования. Ни штатов, ни материалов, ни даже рабочего кабинета. Никого не волновало, как и за счет чего все это будет создаваться, как и не интересовало, обедала ли она, спала ли, отдыхала ли, виделась ли со своей маленькой дочкой.

Когда 9 мая на площади Нахимова состоялся митинг, посвященный освобождению города, Вера Романовна выступала с обращением к молодежи страны: «Приезжайте восстанавливать Севастополь!» Ее слова транслировались по Всесоюзному радио и получили колоссальный резонанс. А в самом городе началась организация черкасовских бригад и закипела работа. В числе первых помощников Девочко были учителя Нина Ивановна Кулиш, Александра Сергеевна Федоренчик, Анна Сергеевна Федоренко. Уже 17 мая они открыли школу имени Ревякина на площади Лазарева, в том здании, где еще недавно размещался лагерь военнопленных. На стенах оставались надписи: «Погибаю, но не сдаюсь. Напишите моей мамочке!» По классам бегали крысы. Полы были устланы блохами и всякой иной нечистью. Женщины из черкасовских бригад не спали ночей, чтобы хоть как-то привести здание в порядок. И вот прозвенел звонок и начались занятия. Вскоре был открыт первый детский сад на улице Суворова. И тоже невероятные трудности. Не было ни книг, ни посуды, все собирали в развалах, приносили кто что где мог раскопать.

Вера Романовна всегда была в бегах. Она бежала и днем, и ночью. В исполком на заседания (а они проходили каждый вечер и заканчивались далеко за полночь), на объекты, на места будущих школ и детских садов. Ни о каком транспорте не могло быть и речи. Надо было, например, отправиться на Северную сторону, она останавливалась на берегу и кричала яличнику: «Перевезите меня!» Каждый день она получала мешки писем — учителя просились в Севастополь. «Работать хочу на родине, с радостью буду выполнять любое дело. Мое детство прошло на Историческом и Приморском бульварах, я не пропустила ни одного спектакля в Луначарском и ТЮЗе», — писала Нина Кастрова. Евгений Смолов, с которым они работали еще до войны, сообщал с полей сражений: «Я сейчас в Чехии. Мечтаю о Севастополе. Не забудьте мне вызов».

Если подчеркивали «Готовы на любые лишения», она распоряжалась: вызывайте. Действительно, на удобства в разрушенном городе рассчитывать не приходилось, не то что квартир — даже крыш не было. Далеко не все из приезжающих выдерживали эти жестокие условия, кое-кто покидал город. Зато учителя, которые возвращались с фронта еще в шинелях и гимнастерках, были самой главной поддержкой В.Р.Девочко.

Пять лет Вера Романовна возглавляла гороно, но ни на день не переставала мечтать о своей третьей школе, где работала еще до войны. Она стремилась уйти от этой административной текучки, от строительства, ремонтов, материалов, чтобы наконец занять свое место у классной доски. К тому же она чувствовала, что уже выполнила свою задачу. И вот наконец руководство города, высоко оценив роль В.Р.Девочко в восстановлении системы образования Севастополя, ее высокую общественную работу (а Вера Романовна была депутатом городского совета пяти созывов, начиная с 1939 г.), назначило ее директором школы 3. Одна из самых дорогих сердцу Веры Романовны фотографий сделана в те дни, когда школа еще строилась, и сегодня мы имеем прекрасную возможность увидеть, как проходил первый педсовет… на бревнах. Рядом с Девочко — Анна Васильевна Крюкова,Вера Михайловна Гринченко, Ада Алексеевна Константинова, Нина Филипповна Панкратова.

Первого сентября 1948 года, когда открыли школу 3, в классе была всего одна табуретка, ее уступили Анне Васильевне Крюковой. Все остальные — учителя и ученики — стояли или сидели на полу. Через какое-то время ночью в квартире Девочко раздался звонок: «В ваш адрес пришел вагон парт в разобранном виде. Организуйте выгрузку». Счастливые дети разгружали и собирали. Какой это был праздник!

Вспоминает Регина Николаевна, дочка Веры Романовны: «Парты были из светлого дерева, они так пахли! Мы за ними очень следили, не дай Бог, какое пятнышко появится! Выводили его, скоблили стеклышком или бритвочкой — кстати замечу, что бритвочки были только у избранных».

Вот так начиналась послевоенная третья школа. Но для Веры Романовны Девочко и сама эта прекрасная школа, и жизнь в Севастополе складывались еще до войны. Прежде она училась в институте в Сухуми и весьма успешно работала в образцово-показательной школе, куда ее взяли еще до получения диплома как отличницу. Она даже принимала участие в переводе русского букваря на абхазский язык. Ее отметил нарком просвещения республики за открытый урок, который она, совсем еще девочка, давала на сцене актового зала. Там, в Абхазии, она почувствовала веру в свои силы и убедилась в правильности выбранной профессии. В ее классе учились ребята 12 национальностей. Вера Романовна до сих пор вспоминает щедрость и гостеприимство людей, которые ее тогда окружали. Так, отец ее ученицы Мэри Чиковани, узнав, что на каникулах молодая учительница остается одна, приехал на осле и забрал ее в свой аул. Однако вскоре Вера Романовна заболела тяжелой формой тропической малярии и по рекомендации врачей вынуждена была сменить климат. Так в ее жизнь вошли Севастополь и третья школа.

Когда началась оборона Севастополя, Девочко занималась эвакуацией детей. Сначала она отвозила их подальше от бомбежек в лесные районы Крыма, затем, когда стало совсем плохо, сопровождала машины в Керчь, где сажала ребят на корабли, уходящие на Кавказ. А потом возвращалась за новой партией в Севастополь. Она забыть не может, как однажды ночью вдруг налетели вражеские самолеты и принялись бомбить отходящие от причала корабли. Огонь пожара, дети в воде и их раскрытые в ужасе рты. Казалось, не было ни криков, ни шума, ни гама, лишь эти искаженные от страха лица…

Заново переживая сегодня свою большую педагогическую жизнь, Вера Романовна с огромным уважением говорит о коллегах, которые ее окружали и которые способствовали ее становлению. Это представители категории «старых» кадров — знаменитый математик Зернов, красавица литератор Дориенко, великолепный географ Верди, знаток русского языка Варвара Ивановна Мыс, учитель начальных классов Мирра Марковна Красникова. Это так называемые «выдвиженцы», к числу которых принадлежали Клавдия Ивановна Кораблева, Иван Петрович Аржаных, Иван Алексеевич Дорогач, Галина Исааковна Погребняк.

— Когда мне говорят, что я родилась учителем, я возражаю: учителем меня сделали учителя.

Особую роль в ее судьбе сыграл начальник управления школ Крыма Александр Аркадьевич Шиндель. При его поддержке Девочко получала возможность знакомиться с самыми современными методиками образования. Благодаря ему она попала в Москву, на конференцию учителей Союза. Там, затаив дыхание, слушала доклад академика В.П.Потемкина о формализме в работе школ, суть которого потом не раз цитировала на педсоветах. Это он, министр образования Потемкин, прослышав об ее успехах в восстановлении школ Севастополя, пожелал увидеться с ней на пути из Крыма в Москву, и когда она добралась наконец до какого-то затерявшегося в ночи полустанка, то увидела огромного старого человека, который произнес запомнившиеся ей на всю жизнь слова: «Вы — энтузиастка. Держитесь».

Казалось, что Вера Романовна знала не только учителей, но и всех учеников города. Естественно, тогда школ и детей было намного меньше, чем сейчас. Но она относилась к своим ученикам, как к родным и близким людям. Одна из учительниц повторяла урок Девочко: «Важна степень доверия. Да, этот ребенок сопливый, драчливый, лживый, но если вы его не полюбите, он в жизни пропадет. Вы должны его полюбить и сделать из него человека».

Вот этому и была подчинена вся ее жизнь — сделать из ребенка человека. И сколько таких состоявшихся «человеков» разъехались сейчас по всему миру и добрым словом вспоминают ее — Веру Романовну Девочко!

На снимках: фото из архива В.Р.Девочко. Январь 1932 г. — с учениками сухумской школы, стоящий слева Саша — будущий прокурор г.Сухуми; 1948 г. — «педсовет на бревнах» в школе 3.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ