Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Ходовые испытания

Утреннее небо в тучах ничего хорошего не предвещало. И пока команда собиралась на борту плавкрана, специалисты 000 «Эра» торопились отсоединить кабели oт судна. Меня с неохотой брали в море. Не в примете дело. Ходовые...

Утреннее небо в тучах ничего хорошего не предвещало. И пока команда собиралась на борту плавкрана, специалисты 000 «Эра» торопились отсоединить кабели oт судна. Меня с неохотой брали в море. Не в примете дело. Ходовые испытания судна — это не прогулка на яхте под парусами. Здесь вся команда работает в единой связке в постоянном режиме напряжения, чтобы в любую минуту быть готовой к невероятным моментам.Десять лет назад со стапеля Севастопольского Морского завода был спущен на воду предпоследний из шести плавучих кранов грузоподъемностью 150 тонн. Предыдущие к тому моменту обрели свое постоянное место приписки далеко от стен родного завода. Первый кран отбуксировали заказчику на Кубу. Второй трудится в Херсонском торговом порту. Третий — в компании «Черноморнефтегаз». Четвертый работает в Мариупольском морском порту. За десять лет их эксплуатации на «Севморзавод» не поступило от портовиков ни одной рекламации.

Биография пятого когда-нибудь станет целой главой постконверсионного периода становления предприятия. С 1993 и по 1997 год плавучий кран несколько раз готовили к продаже. Несколько раз ДП «Севморверфь» (нынешнее ООО с таким же названием шесть лет назад создано на базе ОАО «Севморзавод») заключали договоры, а потом и контракты с различными фирмами и компаниями на выполнение на нем оставшихся достроечных работ. Но в последний момент новые «хозяева» оказывались неплатежеспособными. В мае 1997 года все работы на кране были приостановлены. Казалось, судьба пятого предрешена. Долгих пять лет он ожидал своего часа.

И вот в апреле нынешнего года состоялось подписание договора на продажу плавкрана 5 с Феодосийским морским торговым портом. В течение пяти месяцев на сложном уникальном сооружении, способном работать на границе двух сред — моря и суши, севастопольские корабелы провели завершающие достроечные работы. Заказчику была предложена в дополнение к имеющемуся проекту и модернизация крана, что позволит пятому иметь расширенные возможности. Во-первых, его дополнительная стрела еще на 10 метров увеличит вылет и высоту подъема груза. Во-вторых, его грейфер при сооружении гидротехнических дамб самостоятельно подготовит себе площадку на дне. И третье, кран будет снабжен собственным водолазным комплексом. На глубине 20 метров водолаз сможет произвести контроль сооружения и ремонтные работы. Эта модернизация соответствует всем правилам классификации и постройки морских судов Российского Морского Регистра судоходства и Международной конвенции. Руководство Феодосийского морского порта сейчас рассматривает и это предложение.

Одно из преимуществ нашего отечественного плавучего крана с зарубежными аналогами — это его автономность. Наличие кают, необходимого запаса топлива позволяет экипажу крана 30 суток использовать его как судно. Основное предназначение 150-тонного крана — грузоподъемные и строительные работы как в порту, так и за его пределами, то есть у береговой черты порта.

У набережной завода стоит понтон и последнего — шестого — крана. Но чтобы его построить, необходимо вложить не менее 7 миллионов долларов США. В Украине желающих строить такие краны пока нет. За всю пятидесятилетнюю историю строительства плавучих кранов на Севастопольском Морском заводе было построено более 70 универсалов многоцелевого назначения кранов грузоподъемностью от 100 и до 1600 тонн. В портфеле заказов ООО «Севморверфь» находится еще один недострой — 400-тонный плавкран. Он тоже ждет своего часа.

Портовая служба не давала «добро» на выход. Рейд был занят каким-то плавучим средством, едва передвигающимся по бухте. Скорость в два узла, или, выражаясь «земным» языком, 3,6 километра в час, — это непременное правило передвижения по акватории бухты. На кране все стояли «на товсь». В любую минуту могла прозвучать команда «полный вперед». Из-за напряжения никто ее не заметил. И когда кран плавно отошел от причальной стенки, не все поняли, что мы уже идем в открытое море. Я старалась «не высовываться» по двум причинам. Во-первых, еще на берегу сдаточный капитан четко, чтобы слышали все, высказал свое мнение по поводу моего присутствия на судне: «У меня одна проблема — это женщина на борту!» Во-вторых, Николай Алексеевич Халимон из опыта прошлых лет вообще не терпел возражений и обсуждения его команд. Ну а команда была одна — «не высовываться». Это тоже правило. Во время движения судна в бухте нельзя находиться на палубе. Из ходовой рубки капитана вдруг увидела бегущих к причалу заводчан. Провожать корабли в море на испытания — традиция.

Пятясь, мы тихо шли по глади моря. Пассажиры на катере с любопытством рассматривали нашу белую громадину. Прямо по курсу при выходе из Севастопольской бухты, словно стая мальков, качались на волнах рыбацкие ялики. Обойдя их «десятой дорогой» мы вышли на внешний рейд, удаляясь все дальше и дальше от Константиновского равелина на юго-запад. С моря город казался таким маленьким. Один Владимирский собор на территории Херсонесского заповедника поражал своим величием.

В восьми километрах от берега по радиостанции прозвучала команда: «Приступить к ходовым испытаниям!». Наш кран, как юла, вертелся вокруг своей оси. Затем срывался вперед и также неожиданно поворачивал назад. Мы неслись по волнам на этой «махине» со скоростью в семь узлов — это максимальная скорость крана, как будто пытались обогнать ветер. Постоянно звучали какие-то команды. Меня же пригласили на экскурсию. Сперва я спустилась в «брюхо» корабля, где рев моторов заглушал почти орущего специалиста, пытающегося объяснить мне разницу между двигателем и движителем. Они-то и обеспечивают маневренность судна. Затем я поднялась наверх. Старший строитель ООО «Севморверфь» А.Х.Погорелов пояснил: «Над носовой частью находится то главное, из-за чего и создан этот плавучий кран, — машинный зал верхнего строения». Многое из его механизмов строилось на заводе.

Солнце садилось в море. Прохлада приближающейся ночи ощущалась на море. Кран стоял на месте. Боцманская команда «сдавала экзамен» по испытанию якорного устройства. В трех скоростях цепь на глубину 80 метров летела в морскую пучину. И с такой же скоростью вверх, останавливаясь лишь на команде «стоп». Ее давал Российский Морской Регистр судоходства. Два его представителя, личный состав судна, ОТК и шесть членов экипажа «Феодосийца» 24 часа, болтаясь на волнах, работали в одной связке.

Тросовые леера дрожали от скорости и свистящего ветра. Плавкран нырял в морскую пучину и тут же взлетал на волну. 1,5-2 балла для него не были помехой. По своим техническим характеристикам он мог идти и по волне в шесть баллов. Среди шума моторов и постоянно доносившихся по трансляции команд не заметили, как наступила ночь. На судне зажгли светильники забортного освещения. Лучи света прожекторов выхватывали из кромешной тьмы черное, бурлящее море. Волны с разбегу ударялись о борт судна и с шипением переваливали через него.

Мы еще долго в разных режимах, с максимальной нагрузкой, так что дрожали все перегородки, ходили по волнам. Радиолокационное устройство с бегущей по радиусу в 360 градусов стрелой оповещало: по курсу в 24 мили помех нет. А город переливался ожерельями ночных огней, готовясь ко сну. Мы же готовились к выполнению очередного задания испытаний. В 24.00 прозвучала команда: «Приступить к выполнению режима А2». С этой минуты судном, меняя друг друга через четыре часа, управляли только два капитана. Начался один из наиболее ответственных моментов — безвахтенное обслуживание. Команда имела право идти спать. Но многие в эту ночь не сомкнули глаз. Кто-то сидел в каюте и прислушивался к равномерному, спокойному звуку работающих двигателей. Кто-то сидел прямо в машинном отделении и следил за стрелками на различных приборах. Не спал в эту ночь и главный строитель крана ООО «Севморверфь» Анатолий Андреевич Арбузов. Все переживали, как поведут себя механизмы в автоматическом режиме контроля при дистанционном управлении. В таком режиме кран должен будет работать при эксплуатации.

Ходовые испытания — это сложный этап всей дистанции строительства заказа. От слаженности в работе судовой силовой установки зависит мореходность судна. Как, впрочем, она зависит и от работы дизель-генераторов, крыльчатых движителей и электрооборудования.

По воспаленным глазам капитанов (кстати, оба Николаи) нетрудно было догадаться, что они-то уж точно не смыкали глаз. Утром мы знали, что к обеду все задания на плавучем кране должны отработать. Причем раньше запланированного времени на 24 часа. Сэкономив при этом и деньги, и топливо.

К обеду на палубе вовсю светило солнце. Еще несколько часов судно отрабатывало мерную линию. Выполнив все 10 удостоверений, посовещавшись, решили идти домой. Тем более что особых замечаний ни у кого не было. Будущий капитан плавучего крана Николай Николаевич Рева особо остался доволен работой навигации. А это значит, что определитель скорости движения, глубины, курса, компас и радиопеленгатор точны в своих показаниях.

В город мы вошли тихо. Плавно причалили к заводской стене. Капитаны пожали друг другу руку и поблагодарили команду за слаженную работу. Сейчас плавкран стоит у причальной стенки завода. Он хорошо виден с Графской пристани. На нем устраняются все замечания, полученные во время ходовых испытаний. Сейчас корабелы вместе с экипажем готовятся к проведению грузовых испытаний. Но они пройдут у заводской стенки. Затем его палубу выкрасят в зеленый цвет. Чтобы напоминала она мореходам траву, землю. 150-тонник с нетерпением ожидают в Феодосийском морском торговом порту. Как сказал капитан «Феодосийца» Н.Н.Рева, для него уже приготовлена и определенная работа. Хочется пожелать всему экипажу семь футов под килем или два метра самой безопасной глубины под днищем корабля.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ