Выписываю и читаю газету «Слава Севастополя» и каждый раз обращаю внимание на очень интересные, злободневные и волнующие статьи о воспитании детей.Трудно смириться с мыслью, что это у нас, в нашем городе, за последние 5 лет рассматривалось 570 (!) дел по лишению родительских прав. Последствия неблагополучия в семье — это бродяжничество, беспризорность, детская преступность, алкоголизм, наркомания.
По профессии я воспитатель детского сада. Могу утверждать с уверенностью: семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности. Родители — первые педагоги своих детей, главные юридические лица, несущие всю ответственность за воспитание своих детей.
Я считаю, что такие понятия, как человечность, добро, честность, отзывчивость к чужому горю, закладываются в характере ребенка прежде всего в семье. Давно замечено, если родители любят друг друга и стараются доставить друг другу радость, то и дети у них растут хорошие, добрые, отзывчивые к чужому горю, такой ребенок может быть хорошим другом.
У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный, неприветливый, он пугается этого мира, еще не зная его, у него рождается состояние стресса и агрессивности по отношению к другим людям, он способен на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружественных отношений с родителями, миролюбивы и покладисты.
У кавказских народов есть такая пословица: «Если человек плохой, значит мать не пела ему у колыбели песен». Нет ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни, душа у ребенка остается неразбуженной. Долг каждого родителя — вырастить ребенка с добрым сердцем, чуткой душой.
Как-то подходит ко мне мама ребенка, который ходил в мою в группу, и говорит: «Не читайте ребенку страшных сказок, от которых он плачет ночью». А сказка была «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А плакал Сережа из-за того, что злая мачеха хотела зарезать козленка. «Так у вашего сына доброе сердце, он умеет сочувствовать чужому горю! Пусть он поплачет сейчас, но вырастет хорошим человеком», — сказала я.
Медицинские исследования показали: едва родившись, ребенок чувствует, какие руки его касаются: любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской ласки так остро, что это принимает характер психической травмы.
«Все мы родом из детства», — сказал Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связанных с нами, как дерево связано с семенем, из которого оно выросло. Cтремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту, добро, дружбу, задушевность начинается с сердечности отношений в родительском доме.
Глаза — зеркало души. Вот приходит ребенок в детский сад, и воспитатель с горечью обнаруживает, что глаза у ребенка настороженные, недобрые. Потом выясняется, что ребенок из семьи, где царят разлад, постоянная грубость, неуважение.
Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружественных связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына или дочери.
Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь. Дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям — вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Пусть дом будет наполнен счастьем и радостью, так как они нужны детям не меньше, чем растениям воздух и солнечный свет.
Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, — это счастливое детство с нежным воспоминанием о нем, об отце, матери. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на Земле, он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Он осветит грядущие дни, будет хранить от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родной кров. Во всех испытаниях и бедах родной дом, семья — убежище для души.
Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом делает грубым. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей на примере своей жизни.