Всем миром

Открытию нового, 78-го, театрального сезона в Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В.Луначарского была посвящена пресс-конференция, которую провел художественный руководитель театра В.В.Магар. Журналистам были представлены в новых качествах коммерческий директор театра С.В.Стрижак и главный администратор театра С.А.Желток. На пресс-конференции присутствовали также артисты — исполнители первой премьеры сезона «Империя Луны и Солнца»: Анатолий Бобер (Сирано), Виктория Ершова (Роксана), Александр Порываев (Кристиан де Невилет), Ольга Лукашевич (дуэнья), Светлана Глинка (Лиза).В.В.Магар начал с того, что присуждение звания академического Севастопольскому русскому драматическому театру — это не только оценка его значимости, но и огромная ответственность, и высокое это звание придется постоянно подкреплять делами. Помимо спектакля «Империя Луны и Солнца» по пьесе Эдмона Ростана театр планирует в предновогодние дни показать мюзикл «Старик Хоттабыч» (постановка Владимира Магара). Геннадий Гладков уже прислал клавир очаровательной музыки. Это будет не столько детский, а скорее, семейный спектакль, яркий, зрелищный, с чудесами и превращениями. В нем будут задействованы лучшие силы театра.

К весне театр порадует зрителей мелодрамой «Мадам» по произведениям Нины Берберовой в постановке Татьяны Магар. Это утонченная история из жизни русских эмигрантов в Париже. В планах театра — постановки музыкальной комедии по пьесе А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» и романтической драмы Леси Украинки «Лесная песня». А еще Владимир Магар задумал видоизменить «Севастопольский вальс», который является своеобразной визитной карточкой театра. Однако, по мнению главрежа, его надо избавить от архаики и придать чудесной музыке современное звучание. Если же продолжать разговор о реконструкциях, то Магар вынашивает идею вернуть «Дядю Ваню» к его изначальному классическому варианту, без сопровождающих его «репетиций».

Магар-постановщик поделился также своим принципом делать спектакли «по личностям». Так, «Маскарад» был поставлен под Бориса Черкасова, «Сирано» — под Анатолия Бобера, «Свадьба Кречинского» — под Сергея Санаева. Это как бенефисные роли. Хотя отныне и бенефисные спектакли приобретут новое, а скорее, традиционно старое значение. Бенефисы будут сопровождать юбилеи, каковых в предстоящее время немало. Это 70-летие заслуженного артиста Украины Бориса Чернокульского, бенефис заслуженной артистки Украины Светланы Евдокимовой, а также декабрьские юбилеи заслуженного артиста Татарстана Евгения Кара-Гяура и заслуженной артистки Украины Галины Грозиной. Причем решено весь сбор от бенефисных вечеров передавать, как это и положено, самим виновникам торжества.

Магар не был бы Магаром, если бы не вторгся в текст и структуру драматического произведения. На этот раз изменению подверглось название пьесы Эдмона Ростана. Не «Сирано де Бержерак», а «Империя Луны и Солнца». Постановщик объяснил вполне понятно: так именуется роман средневекового поэта Сирано де Бержерака, не выдуманного, а реально существовавшего героя, прообраза произведения Ростана. В этом названии воплотилась мечта Сирано о земном рае на Луне. Режиссер, считает Магар, непременно должен быть соавтором драматурга. Жанр спектакля, который у Ростана определен как героическая комедия, Магар переосмысливает в комедию любви. «Это трагическая история любви, которая превращается в комедию, в фарс. Чем больше мы работаем над этим материалом, тем более глубокий и невероятный смысл он для нас приобретает. Нам важнее жизнь человеческих страстей, и мы стараемся изобразить ее мощными мазками».

Художник-постановщик спектакля — народный артист России, лауреат премии Российской киноакадемии «Ника» Борис Бланк, тот самый, который осуществлял сценографию «Маскарада» на нашей сцене. Декорации и всевозможные конструкции сложны и масштабны. Много дерева, кожи, тканей. Готовится огромноее количество костюмов. Все шьется из натуральных материалов. Если жилеты — так непременно кожаные. Если обувь, то полностью соответствующая времени и обстоятельствам. Никаких замен, какие обычно предлагаются художнику в связи с финансовыми затруднениями. Репетиционный период продолжается более полугода. В совершенно новом блистательном качестве раскрылся Юрий Корнишин — и как артист (Д`Артаньян), и как режиссер-постановщик массовых боев на шпагах, которые украсили спектакль. «Такого массового боя — на сцене «рубятся» сорок человек (а получается все сто) — я не видел нигде в другом театре», — с восхищением рассказывал Магар.

А исполнитель роли поэта и задиры Сирано Анатолий Бобер говорил о том, что новый спектакль не просто невероятно красив, он глубок, он психологичен, он весь — накал страстей. «Его нельзя сравнить ни с чем другим, что я играл до сих пор». Участие в нем потребовало максимального напряжения и особых физических данных. В том числе, шутит Бобер, пришлось отрастить не только волосы, но и нос, столь свойственный Сирано де Бержераку.

Время от времени пресс-конференция сопровождалась шумовыми эффектами, свидетельствовавшими о том, что в фойе ведется циклевка паркета. В театре — капитальный ремонт. Событие, хотя и доставляющее неудобства, но радостное и долгожданное. Ремонт в еще совсем недавнее время начался с обустройства кабинета художественного руководителя. Кабинет достиг совершенства благодаря участию командующего Черноморским флотом. «Это — вклад в культуру города», — считает Магар. Вскоре начался ремонт и в других помещениях. Город дает деньги, хотя требуется значительно больше, чем выделяется. Полной реконструкции подвергается третий этаж, и в первую очередь гримерки, в каждой из которых теперь по проекту будут душевые с горячей водой, оконные стеклопакеты, новая мебель и даже телефоны внутренней связи. А в будущем постепенно будут устанавливаться кондиционеры, чтобы артисты работали в комфортных условиях. Завершается отделка нижнего зрительского фойе, где уже заменены большие зеркала и установлены новые светильники.

Но денег, по словам Магара, катастрофически не хватает, театр хотя и стал академическим, по всем позициям ощущает большие материальные трудности. И пока не упала Мельпомена (скульптура на фронтоне тоже нуждается в ремонте), необходимо всерьез задуматься о помощи театру.

Об экономической политике академического театра, как и положено, вел разговор в новом качестве финансового директора Сергей Стрижак. Новые идеи касаются непосредственного участия в делах театра зрителей, юридических и физических лиц, чтобы, как подчеркнул Стрижак, «вклад горожан в культуру имел конкретную направленность». Разработана новая ценовая политика на билеты — теперь спектакли репертуара разделены на категории, а потому на билеты будет устанавливаться дифференцированная цена, в зависимости от возраста спектакля, проката, популярности постановки. В то же время предусматриваются благотворительные спектакли для разных категорий зрителей. В числе новых проектов — новогодняя акция, которая будет сопровождать мюзикл «Старик Хоттабыч». Это и праздничное оформление театра, прилегающей к нему территории, это и ярмарка со всеми вытекающими атрибутами — скоморохами, ряжеными, пряниками и самоварами.

…Итак, звучит третий звонок, который приглашает вас в зрительный зал. Театральный сезон начинается.

На снимках:  Сирано — Анатолий Бобер, Роксана — Виктория Ершова.

Другие статьи этого номера