Место вознесения — Северная сторона

В период Восточной, или Крымской, войны французы совершали в захваченном Севастополе акты мародерства. На территории древнего Херсонеса, например, они организовали раскопки, умыкнули колокол, ныне известный под названием Маячного. В то же время как только в марте 1856 года противостоявшие в войне друг другу стороны заключили в Париже мирный договор, главнокомандующий французской армией Ж.Ж.Пелисье подарил жителям Северной стороны походный храм своей главной квартиры. Он находился в районе современной Бартеневки. Историки и краеведы высказывают догадку, что это католическое культовое сооружение было сборным, щитовым. Тем не менее освященный православными священниками во имя Вознесения Господня храм простоял почти полвека.К моменту, когда в Севастополе да и во всей России набирала обороты подготовка к празднованию 50-летия Первой обороны города, служивший на Северной стороне священник Феодор Тимковский вышел с ходатайством построить здесь вместо обветшавшего храма храм-памятник Вознесения Господня — в память об удачной переправе отступающих русских войск по понтонному мосту с Южной на Северную сторону в тревожную ночь с 27 на 28 августа 1855 года.

Предложение отца Феодора было встречено с энтузиазмом. Храм Вознесения Господня был заложен 24 августа 1903 года, а малиновый звон с его колокольни разлился по Северной стороне и дальше, через бухту, по всему городу 30 июля 1905 года. На этот и последующие дни пришлись главные мероприятия, посвященные полувековому юбилею подвига воинства России на бастионах Севастополя. Заметным событием в этот период и явилось освящение храма-памятника Вознесения Господня на Северной стороне.

В фондах Государственного архива при правительстве Автономной Республики Крым хранится датированный 1911 годом документ, который дает некоторое представление о том, что было в распоряжении общины православных верующих храма-памятника Вознесения Господня. «Здание, — говорится в специальной ведомости, — каменное, с такою же колокольнею в одной связи. Крепко. Престолов один — во славу Вознесения Господня. Утвари достаточно. По штату при церкви положены: священник и псаломщик». К этому времени на отнесенном к храму участке земли были построены: дом священника и двухклассная церковно-приходская школа имени Ее Императорского Высочества Великой княгини Ксении Александровны. В Бартеневке на средства церкви была вдобавок возведена одноклассная церковно-приходская школа. Там же, в Бартеневке, храму Вознесения Господня принадлежал дом, завещанный ему церковным старостой Алексеем Розиновым. В Перевозной балке находилась еще небольшая каменная часовня, воздвигнутая во имя Святого Николая. Священник храма Вознесения Господня духовно окормлял православных верующих, проживавших на улицах у балок: Перевозной, Старосеверной, Инженерной и Куриной.

По причинам, которые всем хорошо известны, культовое здание на нынешней улице Челюскинцев использовалось по прямому назначению совсем недолго — всего-то три десятка лет. В 1933 году комиссия по культам при президиуме ЦИК Крымской АССР приняла решение о ликвидации прихода и передаче церковного здания некоему отделу авиационного строительства «с использованием под клуб (по иным источникам, клуб-столовую. — Авт.) с последующим сносом». В период Великой Отечественной войны здание бывшего храма Вознесения Господня пострадало от попадания артиллерийских снарядов. Но на фотографии 1947 года оно выглядит достаточно пристойно. По меркам нынешних дней, возможно, оно подлежало бы восстановлению. В начале же 50-х годов его целиком разобрали.

Сегодня на месте, где на улице Челюскинцев высился храм Вознесения Господня, можно увидеть остатки лестницы и несколько больших монолитов — деталей здания. Вот и все. Но до нас дошли бывший домик священника и здание бывшей двухклассной церковно-приходской школы. В первом помещении, испытывая всевозможные неудобства, трудятся библиотекари 17-го филиала центральной библиотечной сети, во втором — располагается отделение Нахимовского райотдела внутренних дел на Северной стороне.

Совсем недавно воссоздана община православных верующих храма Вознесения Господня. Можно считать благом то, что в здании расположенной рядом с улицей Челюскинцев 4-й городской больницы ей выделили комнату. В ней проходят богослужения. Сюда приходят страждущие, чтобы перед тяжелой операцией духовно очиститься, принять причастие, исповедаться.

В общине храма Вознесения Господня возрождается движение сестричества. Сестры милосердия посещают в палатах больных, нуждающихся в посторонней помощи. Это очень важно, ведь сюда, на Северную сторону, направляют людей на узкоспециальные операции. Близкие родственники не всех больных имеют возможность ездить, порой, через весь город. А у отдельных страждующих вовсе нет поддержки со стороны.

В престольный и некоторые другие религиозные праздники община храма Вознесения Господня собирается на молебны на месте, где некогда стоял дом Божий. Благо, место это до сих пор свободно. Здесь, кстати, на людей снисходят особые тепло, свет и покой. Объективы фотоаппаратов зафиксировали то, что недоступно человеческому зрению, — столбы света, низвергающиеся с небес на участников то ли крестного хода, то ли богослужения.

Все говорит за то, чтобы на сохраненном Всевышним месте возродить храм-памятник Вознесения Господня. Священнослужителями и прихожанами уже принимались попытки выяснить, как вернуть им то, что осталось из наследия общины храма-памятника. Кстати, директор ГКП БТИ Н.П.Иванова на запросы общины ответила четко: «Право собственности на объект недвижимости по улице Челюскинцев, 24, не зарегистрировано». И в отношении дома 26 по улице Челюскинцев: «…право собственности… не зарегистрировано, сведениями о балансосодержателе этого объекта недвижимости БТИ не располагает».

Тем же, кто склонен гнуть свою линию, адресованы соответственной направленности указы Л.Д.Кучмы. Эти документы — не предмет дискуссии, а руководство к действию в конкретном русле. В Указе Президента Украины от 21 марта сего года прямо сказано о необходимости восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций, в частности по «возвращению им бывших культовых сооружений, прочего церковного имущества (в том числе и помещений), находящихся в коммунальной собственности и используемых не по назначению».

Как поступят в Севастополе, в частности начальник управления имущества города г-н Фролов, который просто констатирует, что вышеуказанные здания значатся по титулу коммунальной собственности. Станет ли он устранять отмеченные в БТИ пробелы в оформлении собственности или же по-государственному, сообща все заинтересованные лица займутся поиском вариантов, чтобы не ущемить интересы библиотекарей, милиции и общины верующих?

Сегодня община верующих выходит с ходатайством о выделении или возвращении ей земельного участка под строительство храма Вознесения Господня. Имеется его эскизный проект. Было бы здорово заложить храм в будущем году, то есть ровно сто лет спустя после дня закладки разобранного храма, и освятить его в дни празднования 150-летия Первой обороны Севастополя.

Будет верно поступить так, как в свое время учинили наши деды и прадеды. Столетие назад строительство храма осуществлялось на бесплатно отведенной инженерным ведомством земле. Оно опять же бесплатно выделило и необходимые стройматериалы. Само строительство осуществлялось на пожертвования воинских частей, которые в ночь с 27 на 28 августа 1855 года перешли по понтонной переправе с Южной на Северную сторону, и на взносы благотворителей.

…Деталь, которая кажется весьма примечательной. В 1905 году храм Вознесения Господня освятил епископ Таврический и Херсонский Николай. Нынче за его возрождение взялся второй священник Свято-Никольского храма иерей Николай Кравец, окормляющий созданную по благословению его высокопреосвященства Лазаря — митрополита Симферопольского и Крымского — общину верующих храма Вознесения Господня.

Для пожертвований:  р/с 26004945104561 в СФ АКБ «Укрсоцбанк», г. Севастополь, МФО 324195. Церковно-приходская община «Вознесение Господне». ОКПО 24037924.

На снимках:  остатки храма Вознесения Господня и сохранившийся бывший дом священника; эскизный проект восстановления храма; крестный ход верующих со столбом света.

Другие статьи этого номера