Нормативно-правовое и экономическое стимулирование развития туристической деятельности в регионе

Ясно, что без серьезной научно обоснованной программы реформирования всей городской инфраструктуры невозможно дальнейшее развитие индустрии туризма и отдыха в нашем регионе. Именно поэтому руководство городской государственной администрации и предпринимает все меры к публичному обсуждению «Концепции региональной программы развития туризма в г. Севастополе до 2010 года». Основная цель Программы — устойчивый рост уровня и качества жизни жителей Севастополя, в том числе за счет развития индустрии туризма.К сожалению, существующая статистическая информация, которая должна отражать эффективность туристической деятельности, не является объективной. И связано это, во-первых, с тем, что учету и отчетности не поддается частный сектор. Только на основе социологического опроса населения и по косвенным признакам (объемы потребления различных ресурсов и возникающие отходы) удается приблизительно установить численность отдыхающих в частном секторе и в квартирах многоэтажных домов, а это составляет не менее 30% от общего объема жилого фонда. Т.е. реальные доходы части населения, занимающейся предоставлением услуг по размещению «неорганизованных» туристов, существенно отличаются от декларируемых, нагрузки на коммунальные службы растут, а объективность их финансирования из бюджета не выдерживает критики.

Во-вторых, бюджет недополучает значительные суммы от предпринимательской деятельности части населения в сфере отдыха и туризма. Поэтому одним из первых организационно-правовых мероприятий должно стать совместное решение городского совета и городской администрации об упорядочении системы учета прибывающих на отдых граждан. Процедура учета должна быть чрезвычайно простой и бесплатной, а штрафные санкции за незаконное проживание иногородних без регистрации — значительными и неотвратимыми. Взносы в бюджет за проживание постояльцев должны быть минимальными и взиматься единовременно, вне зависимости от факта проживания постояльцев.

На сегодняшний день в городе сложилась следующая ценовая политика — в разгар сезона стоимость суточного проживания колеблется от 7 до 65 гривен в сутки за одного человека. Цена договорная, а ее размер определяется такими факторами, как удаленность от пляжей, наличие телефона, горячей воды, этажность и т.п. Если же хозяева обеспечивают полный пансион постояльцам, то в этих случаях стоимость проживания колеблется от 10-12 до 25-30 долларов США в сутки с одного человека.

Эта информация может служить основой для исчисления взносов в бюджет города с лиц, сдающих внаем жилье отдыхающим. Мы сейчас не ведем речь об «организованной» части туристов и отдыхающих, поскольку в этом случае учет и контроль отработаны и данные достаточно достоверны. Получение разрешения на занятие предпринимательством в сфере предоставления жилья внаем должно быть предельно простым и занимать не более суток.

На сегодняшний день сборы должны составлять не более 10 гривен за койко-место в месяц, а размер сбора должен устанавливаться распоряжением городской исполнительной власти. Несложные расчеты показывают, что в этом случае можно ожидать финансовых вливаний в городской бюджет от 5 до 7 млн гривен в год. Лица — субъекты предпринимательской деятельности в сфере сдачи жилья внаем смогут получить в свой личный бюджет в среднем не менее 1500-2000 гривен в год, будут защищены от произвола властей и получат возможность легально обращаться в правоохранительные органы и медицинские службы за помощью.

В-третьих. Исполнительные структуры городской власти получат практически достоверную информацию о численности прибывающих на отдых граждан, что, в свою очередь, даст возможность оперативно управлять процессом предоставления коммунальных услуг населению.

Одним из главнейших условий эффективной реализации программы развития туризма является социальная защита населения города. Каждый житель должен быть уверен в том, что рост числа туристов и отдыхающих в городе идет только во благо жителям, что его социальное благополучие защищено государством. Это могут быть различные целевые дотации из бюджета социально незащищенным слоям населения.

Кроме того, существует достаточно простой и надежный путь реализации социальной защищенности населения в периоды массового прибытия туристов. В настоящее время в городе идет реорганизация системы коммунальных платежей. Одним из наших предложений, которое мы обосновали и выносим на решение городских властей, является создание единых расчетных центров коммунальных платежей с использованием многофункциональных платежных карточек на базе смарт-технологий. Такие карточки (пластиковые деньги) имеют очень высокую степень защиты от несанкционированного снятия денег, просты в использовании и позволяют персонифицировать все социальные льготы для населения. В проекте создания единой расчетной системы предусматривается вовлечение в ее структуру магазинов, коммунальных служб и других структур, обеспечивающих услугами население. Предусматривается система льгот всем участникам, функционирующим в среде единой расчетной системы. Такой подход позволит решить следующие вопросы социальной защиты населения:

1-е — создаст реальную конкуренцию ценовой политике рынка в условиях резкого увеличения спроса на все товары, в том числе и продукты питания. Ведь не секрет, что в настоящее время основную массу торговцев на коммунальных рынках составляют не реальные владельцы товара, т.е. реализаторы, а фактически это 2-3 уровня перекупщики, которые закладывают в стоимость товара свой интерес, увеличивая его стоимость, иногда существенно;

2-е — позволит изъять из реального финансового оборота значительную часть денежной массы и снизить нагрузку на финансирование действующих коммунальных программ;

3-е — финансовые средства, дополнительно поступающие в бюджет города от легализации предпринимательской деятельности в сфере туризма и обслуживания отдыхающих, теперь смогут быть направлены персонально не только социально незащищенным слоям населения, но и другим жителям, что и является фактически социальной поддержкой населения в период значительного притока отдыхающих в наш регион. Кроме того, в случае внедрения единой расчетной системы сама система начинает генерировать финансовые средства, часть из которых также необходимо направить на социальную поддержку населения.

Нужно понимать, что введение единой платежной системы ни в коем случае не препятствует получению наличности от населения через сберкассы, систему банкоматов и банковские структуры. Таким образом, любой житель города имеет возможность реализовать свои запросы как через единую платежную систему, так и традиционным образом — оплатой наличностью.

Одним из условий динамичного старта для развития туристическо-рекреационного бизнеса в нашем регионе является инвентаризация всего землепользования. Существующая в настоящее время система земельного кадастра далека от совершенства и содержит массу неточностей, обусловленных применением устаревших технологий проведения землеустроительных работ. Кроме того, имеет место быть отсутствие эффективного экологического контроля за состоянием всей территории региона. Действующая система экологического контроля способна лишь выборочно по месту и времени определять экологическое состояние данного участка. В настоящее время как составная часть программы развития туризма нами разработана программа создания регионального центра социально-экологического мониторинга. Программа прошла апробацию и получила признание польских, английских и американских коллег. По программе «Партнерство для устойчивого развития» (Украинско-английская инициатива) проект создания такого регионального центра социально-экологического мониторинга будет рассматриваться на соискание гранта.

Основу экологического мониторинга составляет использование спутниковых технологий, обеспечивающих чрезвычайно высокую точность, чрезвычайную оперативность и объективность измерений и исследований. Внедрение такой системы в целях контроля за возникновением и развитием лесных пожаров, состоянием системы коммунальных сетей, регулирования транспортных потоков и обеспечения безопасности проводки судов, контроля за деятельностью очистных сооружений и функционированием мест свалок мусора (как стихийных, так и разрушенных) создает новые возможности для получения объективной информации и оперативного управления. В настоящее время предлагаемый проект имеет уже апробированную техническую реализацию и технологию.

Следует заметить, что создание такого центра вовсе не подменяет и не заменяет существующие структурные подразделения исполнительной власти, обеспечивающие реализацию социального и экологического мониторинга. Просто соответствующие службы получат возможность оперативно и своевременно иметь достоверную и необходимую им информацию.

Как мы уже говорили, интенсивное развитие Севастополя как центра туризма потребует достаточно серьезных финансовых затрат. Поэтому мы считаем, что в первую очередь должны быть реализованы такие проекты, которые обладают минимальным временем окупаемости, не требуют прямых значительных вливаний из бюджета и имеют максимальную защищенность от возможных срывов. К числу таковых, по нашему мнению, относятся проекты, связанные со строительством туристическо-гостиничных комплексов. Кроме того, данные комплексы могут быть использованы и как жилье для населения. Во-вторых, капитальные строения практически всегда ликвидны. Вместе с тем строения и земля под ними могут служить залогом в кредитовании других программ.

В настоящее время городская администрация имеет ряд предложений от иностранных финансово-инвестиционных компаний (в частности, английских) на инвестиционное строительство «под ключ» туристических и гостиничных комплексов. В случае реализации этих предложений появляется возможность решить целый ряд сопутствующих программ, а именно: создать рабочие места на период строительства и рабочие места для обслуживающего в дальнейшем эти комплексы персонала, повлиять на снижение стоимости проживания отдыхающих и туристов за счет расширения рынка предложений, повысить уровень комфортности, значит, и степень привлекательности региона как центра отдыха и туризма. Учитывая, что кредитование осуществляется на срок 7 — 10 лет, создаются условия для мобилизации средств, получаемых от функционирования построенных комплексов на погашение кредита и обеспечение финансирования других программ. Когда комплексы вступят в строй, они могут быть использованы как гарант (залог) для кредитования прочих программ.

Другим возможным вариантом создания инвестиционной привлекательности региона может выступать ипотечное гарантирование. Земля, подлежащая залогу, оценивается, на сумму оценки выпускаются акции, которые закладываются в банк, и банк выдает банковскую гарантию на инвестирование тех или иных проектов.

При таком подходе к вопросам инвестиционного кредитования проектов и программ мы можем уже сейчас говорить о реальности их реализации.

Имидж туристических предприятий, а значит, и города в целом, определяется прежде всего тем персоналом, который непосредственно реализует ту или иную туристическую услугу. К сожалению, «университеты» большинства занятых в сфере обслуживания — это образы из фильмов и книг плюс инструкции и наставления владельцев предприятий, которые, в свою очередь, также не имеют должной подготовки. Естественно, что такой «имидж» отрицательно влияет на образ города — туристического центра и здесь необходимо использовать всю силу закона и возможности правоохранительных органов.

К сожалению, в городе пока нет единой системы подготовки специалистов для туристического бизнеса, начиная от подготовки официантов и до подготовки таких экзотических специалистов, как спелеологи. Посему создание единой системы подготовки и действенной системы контроля за деятельностью частных предприятий, оказывающих услуги туристам и населению, насущно.

Рыночные отношения в сфере туризма вовсе не предполагают вседозволенности и безответственности. Вместе с тем городские власти призваны координировать становление и развитие этой очень важной для города отрасли. В очередной раз мы вынуждены напоминать о настоятельной необходимости инвентаризации существующей структуры оказания туристических и рекреационных услуг и оценки земельных участков. Для участков, способных приносить значительный доход в бюджет города от размещения на них объектов оказания туристических и культурно-массовых услуг, требуется особый контроль качества проектов и за их реализацией. И в этом значительная роль принадлежит общественности. Обсуждения должны быть публичными, а незавершенные проекты, владельцы которых показали свою несостоятельность, должны смело выставляться на конкурс, и их реализация должна быть передана тем, кто способен это выполнить или предложить свой равно эффективный вариант.

В предложенной статье мы попытались кратко отразить основные стратегические моменты, лежащие в основе формирования «Программы развития туризма в г. Севастополе до 2010 года». Естественно, что рамки статьи не позволяют проанализировать всю структуру программы. И разработчики программы будут очень признательны всем жителям и гостям города, высказавшим замечания и предложения, которые будут внесены в процессе обсуждения проекта и позволят учесть мнение населения.

Другие статьи этого номера