Кайф от харизмы… за так

Нынешний летний сезон в Севастополе завершился ну прямо-таки настоящим фестивальным бумом. «Фестиваль индийской культуры» на пляже «Хрустальный» 4 августа, фестиваль «Праздник жизни и музыки» (другое название «Белые ночи») в конце августа на пляже «Солнечный», одновременно с ним «Фестиваль Иисуса» на стадионе им. 200-летия Севастополя и, наконец, фестиваль с аналогичным названием на том же стадионе, но с другими уже исполнителями в конце сентября. Все было достаточно зрелищно, красочно и эффектно. Казалось, улыбаются цветы, цветут улыбки и все тонет в море музыки. Правда, музыки с децибелами за шкалой мыслимых пределов. И, что весьма заманчиво, все это совершенно бесплатно. «Ну просто рай для молодежи в этом самом Севастополе!» — наверняка мелькало в мыслях у заезжих наших гостей.И на самом деле, нынешняя фестивальная кампания задумана была прежде всего для молодежи. И направленно сфокусирована в молодые неискушенные души. В души — через подкорку, минуя саму кору головного мозга, то есть игнорируя критическое мышление: есть такой приемчик у современных душехватов.

Нет-нет, не подумайте, я отнюдь не старый брюзга со склеротическими выпадами памяти о младых летах и кондовой зацикленностью на том, что де нашей молодежи можно, а чего ей не можно. Мне, скажем так, слегка за тридцать и к юным страстям отношусь с пониманием. А духовные проблемы молодежи — как раз мой конек. Но опыт журналиста учит меня настырно заглядывать за блескучие рекламные зазывалочки, дабы постигать, по возможности, потаенную суть рекламируемого. Посему далекий от мысли кого-либо учить просто приглашаю читателя прогуляться вместе со мною за фестивальные кулисы и попытаться понять: кому и зачем потребовалось устраивать бесплатные, но дорогостоящие шоу.

Прежде всего во всех этих мероприятиях зрителю, не утратившему способность мыслить самостоятельно, не могло не броситься в глаза очевидное лукавство устроителей: рекламная форма явно не соответствовала реальному содержанию. Понятие «фестиваль» предполагает прежде всего показ и пропаганду того или иного вида искусства либо народного творчества, тогда как все четыре разыгранных у нас шоу были от начала и до конца религиозными мероприятиями. О присутствии в этих шоу элементов искусства можно говорить лишь в том смысле, что налицо было явное искусство их организаторов — вводить в заблуждение аудиторию.

На пляже «Хрустальный», например, и разговора не было о богатой, многоликой и древнейшей культуре народов Индии. Зато отдыхающие вечером на берегу моря люди оказались невольными свидетелями ритуально-обрядового представления, устроенного севастопольской религиозной общиной кришнаитов совместно с их заморскими собратьями. Мало того, что отдыхающих, не спрашивая на то их согласия, сделали свидетелями, доморощенные шоумены от кришнаизма нахально пытались свидетелей обратить в активных участников совершенно чужого душе и менталитету наших людей неоязыческого игрища. Людей хватали за руки и требовали повторять кришнаитскую мантру: «Харе Кришна, Харе Кришна!» Им предлагали ритуально раскрашивать свои лица. К чести севастопольцев и их гостей — желающих не нашлось. Заметим, что кришнаиты, добиваясь разрешения на проведение якобы культурного фестиваля, пошли на явный обман городского отдела по делам религий, а также управления культуры. Кстати, за нарушение ст. 21 закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» решением районного суда Ленинского района от 18.09.02 г. нашим кришнаитам вынесено серьезное предупреждение.

Да, но ведь три других «фестиваля», возразят мне оппоненты, не скрывали своей религиозной сути, о чем говорят названия хотя бы двух из них: «Фестиваль Иисуса». Разве фестивали не имеют права носить религиозный характер? Конечно, имеют право, спора нет. Ну кто бы возражал против проведения в Севастополе фестивалей, скажем, органной музыки или православного духовного пения? Уверен, об этом мечтали бы многие жители нашего города. Но давайте посмотрим, какими на деле оказались три «фестиваля», названия коих организаторы не постеснялись связать с именем Спасителя.

Оба «Фестиваля Иисуса», августовский и сентябрьский, несмотря на то, что один проводился зимбабвийцем Генри Мадава, а второй — американцем Дэвидом Хесевеем, были преудивительно идентичны, словно режиссер был один.

В начале шоу ведущие под громкую рок-музыку, раскачиваясь из стороны в сторону, хлопая в ладоши и периодически при этом выкрикивая: «Аллилуйя!» (древнеевр. «Хвалите Господа!»), призывают зрителей ритмично следовать за ними. Постепенно люди встают со скамеек, тоже начинают раскачиваться, все более возбуждаясь. Многие закатывают глаза, воздевая руки к небу, и вопят «Аллилуйя!» А «евангелизированный» рок набирает темп и децибелы, слух уже не воспринимает то, что орет ведущий. Молодая мать рядом со мной, поставив на пол двухлетнюю дочурку, так вошла в роль, что не заметила, как дитя шлепнулось на попку и заплакало. Пришлось дернуть за руку обеспамятевшую мамашу: та долго непонимающе смотрела сквозь меня, наконец, ахнула, схватила дочку на руки, всхлипнула!

…Музыка внезапно обрывается, и хорошо поставленный голос пастыря-пастора задушевно предлагает обработанной уже толпе стать партнерами «богослужения». Надо только прямо здесь заполнить анкетку (они быстро раздаются по рядам дежурными распорядителями), куда занести свои отправные данные и — о, это изюминка «богослужения»! — точно указать: сколько гривен вы обязуетесь ежемесячно отдавать Иисусу Христу. Забавно, не правда ли?

Затем ведущие уверяют вас, что сейчас — вот здесь, на месте, на стадионе — Иисус Христос исцелит каждого от всех хворей и недугов и что, мол, отсюда вы побежите домой слепые — зрячими, хромые — без костылей и прочее. Достаточно лишь приложить ладонь к своей болячке и попросить Спасителя об исцелении. Заодно — в порядке бесплатного приложения — вам будут отпущены все грехи и преступления. Ведь как все тут просто!

Информация к размышлению. В г. Запорожье после проведения Генри Мадава 26 и 27 апреля этого года «Фестиваля Иисуса» городская общественность возмутилась. Была проведена солидная психологическая экспертиза по оценке негативного воздействия такого рода «фестивалей» на слушателей.

Цитата из акта психологической экспертизы: «Используя изощренные методы психотехники, достигается эффект массового введения аудитории в трансовое состояние, что небезопасно для физического и психического здоровья людей и приводит к крайне негативным последствиям для социального окружения». Кроме того, гласит экспертиза: «Перечень заболеваний, излечение которых обещает пастор Г. Мадава, включает в себя те, которые предусматривают индивидуальный подход к больному и индивидуальное лечение. Пастор Г.Мадава использует измененное (трансовое) состояние сознания без согласия нуждающихся и тем самым нарушает закон Украины «О психической помощи» и рекомендации Комитета Совета Европы по правам человека».

Организатором фестиваля «Белые ночи» на пляже «Солнечный» был неохаризмат Саша К. Личность достаточно одиозная: Сашу сторонятся даже его собратья по неовере из к/т «Москва». Этот «фестиваль» оказался, прямо скажем, на порядок ниже по уровню организации и культуры проведения. Однако низкий уровень вполне компенсировался сверхоглушительным ревом синтезаторов, электрогитар и ударных инструментов — под управлением развязных ди-джеев с блатными наколками на плечах и серьгами чуть ли не в ноздрях. В результате «фестиваль» вылился в довольно разнузданную диск-тусовку, где почти голые подростки, ошалевшие от непрерывного «продвинутого библ-рока», под истошные вопли «аллилуйя» открыто смолили «травку». И все это — под эгидой огромного плаката: «Иисус — Царь». Более гнусное святотатство трудно себе представить.

Итак, приходится констатировать: организаторами, вдохновителями и исполнителями псевдоИисусовых «фестивалей» были — от начала до конца — неохаризматики. Что собой представляет эта околорелигиозная структура, можно подробно прочесть в газете «Севастопольские известия» за 21.09.02 г. в статье миссионерского отделения Крымской епархии «Неопятидесятники. Кто они — добро или зло?» К изложенной в статье обстоятельной информации можно добавить следующее.

Три масштабных спектакля подряд в нашем городе — откуда вдруг эдакая прыть прорезалась у неохаризматов, которые еще совсем недавно предпочитали публично не озвучиваться и не засвечиваться и радели в закрытых помещениях? Кроме того, на сию скандальную затею требовалась уйма денег: откуда вдруг они сыскались у севастопольских харизматов-организаторов?

Точного и полного ответа у меня, признаюсь, нет. Но позволю себе сделать предположение, а вы, читатели, может быть, согласитесь или подправите меня. Мало кому известно, что нынешней весной и в начале лета по городам и весям Украины колесил, не афишируя себя, гражданин Великобритании Дэвид Девинниш, лидер европейской неохаризматической ассоциации «Новые рубежи», объединяющей 32 церкви харизматов. Осчастливил он своим присутствием и наш город, где 8 и 9 июня 2002 года встречался за закрытыми дверями с севастопольскими пасторами от харизмы. Не исключаю, что именно эта встреча и послужила стартовым сигналом к шоу-фестивальному парадизу.

Но если с любителями ловить кайф от харизмы (а для некоторых — стричь купоны) все более-менее ясно, то возникает вопрос: в каком соотношении с харизматическими шоу следует рассматривать провокацию, устроенную поклонниками бога Кришны на пляже «Хрустальный»? И есть ли вообще между этими столь различными по вере «фестивалями» связь? Но вот те, кто оказался свидетелем шоу и кришнаитов, и харизматов, в разговоре со мной (таких было трое) очень удивлялись схожести «почерков» тех и других зрелищ. Это почти та же, усиленная до надрыва мощной акустикой, рок-музыка; те же раскачивания из стороны в сторону ведущих с воздетыми к небу руками; те же — один к одному — зазывальные маневры; наконец, совершенно идентичная, лукаво-лживая тактика испрашивания разрешения у городских властей на проведение акции одурманивания аудитории под видом якобы культурного мероприятия. А на вопрос: «Случайно ли временное совпадение «фестивалей?», ответ, думаю, следует искать в другом вопросе: «Кому все это было выгодно?»

В самом деле — кому? Но тут, полагаю, ответ лежит почти на поверхности. Кое-кого — не только за кордоном, но и среди нас — очень не устраивает, что восточные славяне, русские, украинцы после долгого атеистического морока стали активно возвращаться к своей традиционной, национальной вере — к Православию прежде всего. Кого-то бесит, что у этих великих братских народов начали, наконец, вырисовываться реальные черты процесса духовного возрождения единой восточнославянской нации. Эти «кто-то» прекрасно сознают, что именно Православие осеняет этот процесс духовного объединения. И потому эти «кто-то» очень хотят помешать судьбоносному процессу. А для этого надо сбить с толку наших не очень еще искушенных в религиозных тонкостях людей. И очень для сих пакостных целей годятся и неохаризматические пятидесятники, и неооккультные кришнаиты. И даже в одной упаковке. В одной обойме. Были бы деньги — и заказывайте себе нужную музыку. И устраивайте гремучую смесь из разных трали-вали-фестивалей.

Конечно, хотелось бы задать нашим городским властям, которые разрешают проведение подобных «фестивалей», тот вопрос, который президент центра «Диалог» Павел Бройде 12.07.02 г. адресовал руководству России и Украины: «Когда же власти начнут выполнять свои прямые обязанности по защите граждан от неорелигиозной экспансии ?» Хотелось бы, но далеко не все в решении этой сложной проблемы зависит от властей. Сегодня нельзя требовать от власти осуществления привычных принципов: «Запрещать! Стращать! Не пущать!» Нынешние реалии таковы, что все религии перед Законом равны. Каким бы странным это ни казалось, но, например, традиционное наше Православие стоит на одной правовой ступени с теми же кришнаитами или, простите, не к ночи будь помянуты, мормонами. Так что, как видите, проблема эта зависит не только от властей, но и от нас с вами.

Сегодня, как никогда, от каждого из нас зависит — с кем мы? В Севастополе, кроме русских и украинцев, живет много крымских татар, евреев, поляков, немцев и представителей других народов; и у каждого из них — своя традиционная, национальная религия. Но, насколько я знаю, у нас практически нет ни индусов, ни американцев. Так почему же нам пытаются навязать те специфические религии, что родились среди этих народов? Что касается восточных славян, думаю, каждый из нас должен спросить самого себя: моей душе ближе — затеплить свечу перед ликом Богородицы или юродствовать на улице под гнусавый распев «Харе Кришна!»? Внимать слову православного батюшки или слушать крикливые зазывалочки иных проамериканских пасторов, у коих стук сердца заглушен шелестом зеленых баксов за пазухой?

Только честно ответив самому себе на эти вопросы, мы сможем приступить к решению извечного Гамлетова вопрошения: «Быть или не быть?!»

Другие статьи этого номера