Турсервис по-севастопольски привлекает или отталкивает?

Сейчас активно обсуждается проект региональной «Программы развития туризма в севастопольском регионе до 2010 года». Можно сказать, что сделан шаг навстречу нашему туристическому будущему. Севастополь с точки зрения туризма всегда был «скорее жив, чем мертв». Но, похоже, пришло время провести переоценку ценностей и переориентировать экономику города. Факт отрадный: туризм, согласитесь, лучше милитаризации, он, безусловно, даст городу новое развитие, сделает красивее и богаче. Но не в один день. И не одним принятием программы. Для того, чтобы город стал туристическим центром, нужно изменить подход к делу на местах — на каждой базе отдыха, в санатории, детском лагере или пансионате. А менять есть что. Об этом говорят результаты проверки соблюдения законодательства Украины о туризме и лицензионных условий субъектами предпринимательства в туристической деятельности, проведенной прокуратурой города совместно со специалистами управления по делам защиты прав потребителей, отдела по вопросам туризма СГГА, центром стандартизации, метрологии и сертификации, налоговыми службами, горСЭС. Об итоговых выводах проверки более чем 30 туристических объектов мы попросили рассказать старшего прокурора отдела надзора за исполнением и применением законов прокуратуры города В.А.ДИКУНОВА.

— В нынешнем году интерес к развитию туризма в Украине проявлялся на всех уровнях власти. Кабинет министров утвердил «Государственную программу развития туризма в Украине», готовится к принятию Верховной Радой новый закон о туризме. Пересматривает подход к туристическому бизнесу законодательная и исполнительная власть Севастополя. Этого требует сама жизнь: туристический сезон 2002 года в нашем городе был отмечен повышением интереса отечественных и иностранных не только туристов, но и потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в инфраструктуру этой отрасли. И не случайно: Севастополь обладает богатейшим культурно-историческим потенциалом, на его территории находится более двух тысяч памятников, в том числе и мирового значения. По данным отдела по вопросам туризма СГГА, количество туристов за сезон составило примерно 150 тысяч человек (десятая часть — иностранцы), экскурсантов — 145 тысяч. Платежи в бюджет превысили 70 миллионов гривен. Но насколько к должному приему гостей были готовы наши 8 гостиниц, три санатория-профилактория, 5 пансионатов, 5 оздоровительных комплексов, 3 автокемпинга, 15 детских лагерей отдыха и 43 базы? Как выявила прокурорская проверка, далеко не в полной мере.

Начнем с общего. Часть туристических объектов требует серьезной реконструкции, прежде всего это базы отдыха «Кача», «Сарыч», севастопольского предприятия «Эра», автокемпинг «Омега». Дороги — тоже. Трудно себе представить чего стоит бедным туристам добраться до мест отдыха, расположенных в севастопольской зоне ЮБК, в районе Батилимана и Ласпи! Необходимо навести порядок и ограничить въезд автотранспорта на участке дороги, ведущей к базам отдыха «Батилиман», «Таврида», оздоровительному комплексу «Чайка». В сезон там невозможно проехать даже машинам «скорой помощи», не говоря о пожарных. Еще одна проблема — организация цивилизованных палаточных стоянок для туристов в лесной зоне, где необходимы доставка воды, вывоз мусора, определение мест под кострище. Это, кстати, поможет сохранить наши леса.

Согласно законодательству все туристические объекты должны быть сертифицированы. По сравнению с предыдущим сезоном положение у нас несколько улучшилось. Но так и не прошли сертификацию базы «Лесной кордон» (аренда ЧП «Арония»), «Кача», «Песчаный берег», ООО «Эллада», детские оздоровительные лагеря «Горный» управления образования, «Нахимовец» и «Прибой». Впрочем, к документации во многих турпредприятиях отношение более чем легкомысленное: есть примеры ненадлежащего оформления путевок, страховых услуг, договоров с туристами.

Теперь хотелось бы остановиться на конкретных нарушениях, выявленных в ходе проверки. Специалисты проверили качество и безопасность питания на 13 туристических объектах. Из отобранных 49 образцов проб продукции собственного производства 32 получили заключение о несоответствии закладки сырья рецептуре. Значительные недовесы и недовложения продуктов (до 62 процентов от нормы) установлены, к примеру, в детском лагере «Альбатрос» (ОАО «Парус»), директор, завпроизводством и повар оштрафованы. Практически во всех детских лагерях не учитывались возрастные потребности по пищевой и энергетической ценности питания. Грубые нарушения установлены на базах отдыха «Кача», «Песчаный берег», «Пальмида», «Сарыч», в закусочной «Батилиман». К должностным лицам вышеуказанных предприятий отдыха также применены штрафные санкции. В детский лагерь «Прибой» (ПКФ «Ларанд ЛТД»), расположенный на территории совхоза имени Осипенко, обеденная продукция доставлялась из столовой поселка Орловка автотранспортом, не имеющим санпаспорта, в металлических бачках. Порционирование блюд производилось поваром и детьми без спецодежды, санитарное состояние пищеблока неудовлетворительное.

Не случайно администрация лагеря всячески препятствовала проверяющим в их работе. Но тем не менее материалы проверки направлены в правоохранительные органы и СГГА, предприятию вынесены штрафные санкции. По результатам лабораторных исследований не установлены отклонения только на пищеблоках туркомплекса имени Мокроусова и в санатории-профилактории «Строитель».

Это «сервис» загородного отдыха. А что же в самом городе? При проверках крупнейших севастопольских предприятий быстрого питания, пользовавшихся огромной популярностью в сезон, выяснилось следующее. В закусочной «Макдональдс» («Макдональдс Юкрейн ЛТД») недолив сока составил 8 процентов от минимально допустимого значения, причем порционирование сока производится автоматически. Директор предприятия оштрафован.

Всего по результатам проверок привлечено к административной ответственности 23 человека, общая сумма штрафов составила 1,9 тысячи гривен. Вынесены экономические санкции восьми субъектам хозяйственной деятельности на 3,5 тысячи гривен, возбуждено одно уголовное дело.

Вот так, оказывается, выглядит наш туристический бизнес при детальном рассмотрении. Поэтому прежде чем говорить о глобальной перестройке хозяйства на туристические рельсы, необходимо изменить отношение к своему делу работникам каждой базы отдыха, в каждом санатории или лагере. Изменить в столь важных мелочах. Ведь именно из них — составных частей сервиса — складывается общее впечатление об отдыхе, а в итоге появляется или, наоборот, пропадает у туристов желание вновь приехать в Севастополь.

Другие статьи этого номера