Парламент — не дискуссионный клуб

Хочу проинформировать избирателей о своей точке зрения на последние события. Оппозиция в кулуарах, на митингах, на заседаниях Верховной Рады добивалась обсуждения политической ситуации в стране. Но наша депутатская группа «Европейский выбор» выступала против этого, понимая, что в пустопорожних разговорах легко превратить парламент в дискуссионный клуб и трибуну для высказывания диаметрально противоположных политических мнений. Однако оппозиция заявила, что если она не будет услышана, то прекратит голосование жизненно важных для страны законопроектов. Под таким давлением было принято решение в очередной раз уступить и обсудить вопрос о политической ситуации, хотя трезво настроенная часть парламента прекрасно понимала, что ничего нового услышать не удастся.

Так и случилось: в выступлениях лидеров оппозиционных партий продолжились тупое провозглашение лозунга о смене власти, призывы к немедленному уходу Президента. Никто не удосужился сделать хотя бы наметки конструктивных концепций или программ. И это в то время, когда логика и динамика происходящего не терпят промедления. Например, как только Верховный Совет рассмотрел в первом чтении законопроект о бюджете на 2003 год, всем стало понятно, что его выполнение будет проблематичным из-за того, что он базируется на старой нормативной базе. Не принятыми остаются и Налоговый кодекс, другие законы, призванные урегулировать исполнение бюджета. Получается, что кому-то выгодно принятие несбалансированного бюджета.

Если бы Президент или правительство сидели сложа руки, тогда, может быть, и справедлив был бы лозунг «Долой Президента». Но волеизъявление главы государства и правительства известно парламенту из послания, где сконцентрированно изложена программа действий, десятки законопроектов готовы для включения в повестку дня. Оппозиция не может не понимать, что принятие законов необходимо для движения вперед, однако вместо кропотливой работы продолжают ломаться копья политических баталий.

В связи с этим вспоминается сказка о козлятах, встретившихся на узкой дорожке, а ведь подобное противостояние пытаются использовать некоторые силы за рубежом, разрешая за наш счет свои геополитические интересы. Поэтому сегодня в парламенте мы должны говорить не о надуманном политическом кризисе, а об уровне доверия людей к власти как к законодательной, так и к исполнительной, в том числе на местах.

Группа «Европейский выбор», к которой я принадлежу, намерена продекларировать следующее. Результаты Верховного Совета зависят от состояния отработки законопроектов в комитетах. Направление усилий комитета будет зависеть от определенных Верховным Советом приоритетов в развитии законодательства. До тех пор, пока в комитетах, фракциях, группах быстрее всего отрабатываются законопроекты по неконфликтным и непринципиальным вопросам, в законодательном процессе логика количества заметно превышает логику качества системности законотворчества. Это надо менять за счет принятия основ внутренней и внешней политики. Такой конституционный документ должен иметь стратегический характер с одним принципиальным предостережением. Говоря о стратегии, мы чаще всего имеем в виду временной фактор. Относительно основ государственной политики такой подход является, как минимум, ошибочным. Стратегия в ее государственном измерении определяется не годами, а национальными интересами Украины. Как раз их и логично было бы зафиксировать основами.

Сейчас попытаемся в очередной раз найти общий язык по этому вопросу. Депутаты группы «Европейский выбор» намерены предложить приоритеты развития законодательства на базе основ внутренней и внешней политики, исходя из национальных интересов Украины. Следующий шаг — это программа действий правительства. Мы выступаем за конкретную, прагматичную и стабильную работу парламента с учетом всех политических симпатий, но без монополизации истины и без разбойничьих захватов трибуны Верховной Рады.

Другие статьи этого номера