Золотая середина

Директор Севастопольской дирекции ОАО «Укртелеком» Г.Г.Бутенко вернулся из Киева, где на заседании правления акционерного общества согласовывал бизнес-план работы дирекции на 2003 год. Учитывая, что в нашем городе более 130 тысяч абонентов «Укртелекома» и 18 тысяч хотели бы стать ими, наш корреспондент встретился с ним и попросил рассказать о ближайших перспективах развития в Севастополе телекоммуникаций. Публикуем краткую запись беседы.- Георгий Григорьевич, недавно один из сотрудников нашей редакции установил в квартире телефон. Радовался безмерно. Семь лет ждал очереди. И таких, с позволения сказать, счастливчиков в городе немало. Согласитесь, что столь долгое ожидание, в сущности, такого элементарного блага цивилизации, как телефон, нельзя считать нормальным. Наступит ли наконец время, когда не придется годами стоять в очереди?

— Наступит, и достаточно скоро. Через три года. В этом году емкость городских и сельских АТС увеличится на 7 300 номеров. В следующем — более чем на 11 тысяч. По плотности телефонизации Севастополь на втором месте в Украине. На 100 жителей у нас приходится 36 телефонов. Это вдвое меньше, чем в Европе, но почти вдвое больше, чем в среднем по Украине, поэтому севастопольцам грех жаловаться на обделенность телекоммуникациями. Третий год ведем работу по программе комплексной модернизации средств связи. Идет замена устаревших АТС на электронно-цифровые, которые сейчас обслуживают 60 процентов абонентов, гарантируя им высокое качество связи и предоставление широкого спектра услуг. Все АТС закольцованы волоконно-оптическим кабелем. Он имеет высокие эксплуатационные характеристики, которые обеспечивают выход на информационные потоки Украины со странами ближнего и дальнего зарубежья. Это создает новые возможности регулировки и перераспределения нагрузки по различным маршрутам.

— Годами село обеспечивалось финансовыми и материальными ресурсами по остаточному принципу. Это стало настолько привычным, что не вызывает никаких возражений. Вот и у нас сельский абонент остается отрезанным от глобальных информационных потоков, о которых вы говорили. Порой дозвониться из села в город, а тем более по междугородке, — целая проблема.

— Да, селу блага цивилизации всегда доставались по остаточному принципу, в том числе и по связи. У нас появилась реальная возможность устранить эту несправедливость. С этого года начался постепенный перевод села на цифровые АТС, несмотря на то, что наши затраты составят около 5,5 миллиона гривен и не скоро окупятся. Цифровизация сельской зоны завершится в 2003 году. В октябре новая АТС на 1500 номеров установлена в Сахарной Головке, где не только ликвидирована очередь на установку телефонов, но и остался некоторый резерв номерной емкости. Хотел бы сказать вот о чем. Развитие телекоммуникаций на селе является одним из важных факторов его экономического и культурного подъема. Кстати сказать, связь наряду с транспортом, строительством дорог является системообразующим фактором и, как свидетельствует мировой опыт, способствовала экономическому возрождению стран, поверженных в кризис.

— Георгий Григорьевич, вот у вас на столе стоит табличка «Денег нет». Это для кого?

— Для всех. И для работников нашей финансово-экономической службы, и для тех, кто приходит просить не отключать телефоны за неуплату предоставленных нами услуг. На сегодняшний день общая задолженность абонентов приблизилась к 10 миллионам гривен. В прошлом году было 9 миллионов, в позапрошлом — 7. Треть должников — это абоненты с квартирными телефонами. Их финансовые затруднения я еще как-то могу понять — задержка зарплаты, низкие заработки. Идем навстречу, соглашаемся на погашение долга в рассрочку. Но когда приходит руководитель бюджетной организации или довольно стабильно работающей фирмы и просит повременить с оплатой, я смотрю на него как на человека, который предпочитает сидеть с шапкой на углу вместо того, чтобы зарабатывать себе на пропитание трудом. Если исходить из того, что наш месячный доход составляет 5 миллионов гривен, то сегодняшняя дебиторская задолженность равноценна нашей двухмесячной бесплатной работе.

— А вот по мнению многих ваша дирекция не только не бедствует, а имеет финансовые резервы, о которых некоторые предприятия не могут и мечтать.

— Знакомая версия. Я к ней отношусь как к завистливости или пристрастию считать деньги в чужом кармане. Ни то, ни другое не отвечает духу времени и лично мне претит. Как вы говорите, финансовые резервы — это не деньги. Деньги — это то, что работает, находится в движении, поэтому свободных денег у нас действительно нет. Думаю, что преимущество нашей дирекции — в умении превращать трудности в резервы производственного развития. В этом, в сущности, и есть главный секрет управления. Когда два года назад мы испытывали трудности с финансированием программы модернизации и развития средств связи, ОАО «Укртелеком» выпустило ценные бумаги — облигации и опционы. Приобретая их, севастопольцы кредитовали дирекцию. Она получала возможность приобретения оборудования, а владельцы ценных бумаг — возможность ускорить установку телефона. Весьма доходными в сравнении с квартирными телефонами являются таксофоны. За три последних года мы довели их число до 1392. Средняя месячная прибыль от каждого из них около 150 гривен. Развитие таксофонной сети позволило в определенной мере погашать негативные последствия дебиторской задолженности абонентов.

— За последние два года дважды изменялись тарифы на услуги электросвязи. Сначала был введен повременный учет внутригородских телефонных разговоров, затем произошло повышение стоимости междугородных и международных разговоров, которую объяснили необходимостью оптимизации тарифов. Обе акции многие абоненты расценили как их финансовое ущемление. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Прежде всего напомню, что тарифная политика — прерогатива Кабинета министров. Говорю об этом не для того, чтобы, так сказать, спрятаться за правительство. Принимая решение о переходе на повременный учет и корректировку тарифов, оно исходило из международного опыта, который учитывался и при разработке национальной программы развития телекоммуникаций. Я понимаю, что за годы реформирования экономики, которое нередко шло методом проб и ошибок, у нас сложилось опасливое отношение ко всякого рода нововведениям. Но если быть объективными, то новации, о которых мы говорим, дают большинству абонентов определенные преимущества, а главное — открывают новые возможности ускоренного развития телекоммуникаций. Сейчас введено 175 нетарифицированных минут в месяц. Для большинства абонентов этого времени достаточно для ведения разговоров. Тот, кто часто использует телефон для решения деловых вопросов, в этот лимит не укладывается, поэтому платит достаточно много. Это логично, справедливо. Расчеты показывают, что 80 процентов от всех поступлений за телефонные разговоры приходится на 20 процентов абонентов, занимающихся бизнесом. Еще один существенный момент, связанный с новациями. Переходу на повременный учет предшествовал целый комплекс мероприятий инженерно-технического характера. На АТС была установлена аппаратура повременного учета соединений и определения номера, а также оборудование, позволяющее дистанционно выявлять неисправности и тестировать состояние средств связи по 16 параметрам. Таким образом, введение повременной оплаты объективно сработало на развитие телекоммуникаций. Знаю, что читателей «Славы Севастополя» интересует вопрос о посекундном учете телефонных разговоров. Государственной программой развития электросвязи это предусмотрено, и после решения ряда технических проблем посекундный учет будет введен.

— Предполагаю, что внедрение новых технологий потребовало от сотрудников дирекции более высокого профессионализма. Сейчас нередки жалобы руководителей предприятий на то, что лучшие кадры уволились.

— Нам удалось сохранить хороших специалистов, однако их знаний и навыков оказалось недостаточно для решения новых задач. Мы организовали курсы по переподготовке и повышению квалификации, на которых прошло обучение более 250 человек. Поощряем получение молодыми специалистами высшего образования. Свидетельством высокого профессионализма инженерно-технического персонала является рост числа рационализаторских предложений. Только за прошлый год экономический эффект от их внедрения составил 435 тысяч гривен.

— Это примерно столько же, сколько вы теряете от краж кабельных трасс и разукомплектования распределительных шкафов и прочего.

— Да, из-за краж несем большие потери. Ежегодно по полмиллиона гривен. Мы закрыли на спецзамки канализационные люки, установили на таксофоны и распределительные шкафы сигнализацию, установили деловой контакт с государственной службой охраны. Ущерб от преступных посягательств удалось уменьшить, но полностью предотвратить хищения из-за их масштабности сейчас просто невозможно. Только с изменением экономической ситуации в стране можно избавиться от варварства и вандализма.

— Георгий Григорьевич, десять лет назад ваше предприятие было в городе монополистом электросвязи.

— Действительно, в городе, кроме «Укртелекома», сейчас еще несколько операторов. Дирекция обслуживает 80 процентов всех абонентов электросвязи. Фактор конкуренции уже нельзя не учитывать. Приоритетным считаем для себя расширение сферы услуг и максимально возможное приближение их к потребителям. С этой целью модернизируем и увеличиваем число отделений связи. Новые отделения откроются в Инкермане, на площади Захарова. Проведены серьезные маркетинговые исследования по изучению рынка услуг электросвязи, в ходе которых определены районы, где расширение номерной емкости АТС наиболее целесообразно как с учетом общественной потребности, так и с точки зрения прогнозируемой прибыли. Оптимальное совмещение двух этих достаточно противоречивых обстоятельств можно назвать золотой серединой, которая во многом и определяет стратегию нашего развития в условиях рынка.

Другие статьи этого номера