К концу года в Севастополе будет создано территориальное управление судебной администрации

Это делается для того, чтобы суды стали более доступными, судебные процессы простыми и понятными для всех и чтобы в городе осуществлялось истинное правосудие. В Украине идет процесс реформирования судебной системы, основы которой были заложены с принятием Конституции Украины (в июне 1996 года). В развитие положений Конституции в 2001 году Верховным Советом Украины был принят новый Уголовный кодекс, внесен ряд изменений в гражданское, хозяйственное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство. Особенно эти положения Конституции являются важными для судебной системы, поскольку Конституция дает возможность для образования демократической и независимой судебной системы.

Выполняя положения Конституции, в стране проводится реформирование судебной системы, которое направлено на то, чтобы суды стали более доступными для всех слоев населения, а судебные процессы просты и понятны всем. Судебная реформа и судоустройство в Украине проходят в условиях повседневного напряженного труда тысяч судей и работников судов беспрерывно, поскольку остановить осуществление правосудия невозможно. Любая непродуманная реформа приводит к серьезным недостаткам судебной власти и нарушению прав граждан на судебную защиту.

В целом за последние годы работа судов Украины значительно усложнилась, на что негативно сказывается низкое обеспечение судов кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Назрело разрешение вопроса о создании в государстве нового института системы исполнительной власти — Государственной судебной администрации Украины, которая под контролем органов судейского самоуправления осуществляла бы функции по регулированию деятельности судов. Проведение в жизнь этого замысла стало возможным с момента выхода в свет нового закона «О судоустройстве Украины», который вступил в законную силу с 1.05.2002 года. В главе 10 этого закона сказано, что Государственная судебная администрация Украины разрабатывает и утверждает по согласованию с советом судей Украины единые нормативы финансового обеспечения судов общей юрисдикции. Ответственность за финансовое обеспечение деятельности каждого суда согласно утвержденным нормативам возлагается на Государственную судебную администрацию.

Указом Президента Украины 780 от 29 августа 2002 г. постановлено образовать Государственную судебную администрацию Украины как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. В настоящее время разрабатывается Положение о Государственной судебной администрации, создаются на местах (в областях, городах Киеве и Севастополе, в Крыму) территориальные управления Государственной судебной администрации. Председателем Государственной судебной администрации Украины Указом Президента Украины от 29.08.02 г. назначен Карабань Владимир Яковлевич, бывший судья, заслуженный юрист Украины.

Основными задачами как центрального государственного органа судебной администрации, так и территориальных судебных администраций являются: создание наиболее благоприятных условий для обеспечения деятельности судов; совершенствование подготовки кадров, повышение квалификации судей, оказание им методической помощи; укрепление независимости судов, защита от вмешательства в профессиональную деятельность; осуществление контроля за организацией деятельности судов; обеспечение и социальная защита судей и работников судов.

В соответствии с заключительными и переходными положениями закона «О судоустройстве Украины» от 1.06.02 г. территориальные государственные судебные администрации по всем регионам Украины должны быть образованы до 1 января 2003 г. До образования Государственной судебной администрации сохраняется существующий порядок организационного обеспечения деятельности судов.

В настоящее время в Севастополе ведется работа по созданию территориального управления судебной администрации. Хочется выразить надежду и уверенность в том, что с помощью властных структур города, народных депутатов, сознательной общественности будет создана единая территориальная судебная администрация, которая бы создала благоприятную возможность и надежный фундамент для осуществления истинного правосудия.

При этом не надо забывать о финансовых и экономических возможностях нашего государства в целом в условиях сегодняшнего дня. Ситуацию, в которой оказалась судебная власть, нельзя исправить за короткое время. Необходимо набраться терпения, понимания как обществу в целом, так и каждому из нас, существенно пересмотреть отношение к судебной деятельности властных структур, оказать возможную помощь во благо становления Украины как правового государства.

Другие статьи этого номера