В странах Причерноморского бассейна и Средиземного моря яхтинг стал неотъемлемой частью туризма. А как же с этим обстоит дело в нашем городе?В начале 90-х годов усилиями специалистов «Военморпроекта» и других организаций была разработана целая «Программа развития яхтинга в Севастополе». Однако до настоящего времени она практически не востребована. Более того, она почему-то не стала пособием для тех, кто в нашем регионе готов всерьез заняться бизнесом в области морского туризма в рамках большой программы турбизнеса, положения которой широко дискутируются сейчас в нашем городе.
Так, совсем недавно на страницах «Славы Севастополя» прошла полемика между Севастопольским морским рыбным портом и Торгово-промышленной компанией «Моби-Дик». Этой компанией рассматривается вариант размещения яхт-клуба на внешней гавани рыбного порта. Внешняя гавань хотя и находится под прикрытием восточного мола Камышовой бухты, однако здесь несколько лет назад штормом уже был разбит причал именно на месте планируемого «Моби-Диком» причального фронта. В осенне-зимний период при северных и северо-западных ветрах волна тут достигает полутора и более метров. Для безопасной стоянки яхт и эксплуатации марины волна не должна превышать 30 см.
Конечно, этого можно достичь дополнительной защитой гавани, хотя вариант весьма дорогостоящий. Однако одновременное движение по гавани транспортных судов и яхт несовместимо с требованиями безопасности мореплавания. Есть весьма и весьма «тревожные» аналоги. Одесский торговый порт, к примеру, в свое время разместил в акватории небольшой яхт-клуб. Не сказать, чтобы из-за этого были полностью парализованы работа торгового порта и функционирование яхт-клуба, но «инцидентов на воде» отмечено предостаточно.
Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что морской порт в Камышовой бухте имеет свою перспективную программу развития и именно акватория у восточного мола предусматривается для берегообразования с целью увеличения причального фронта. Конечно, яхтинг — дело прибыльное и интересное. Но порт только за восемь месяцев текущего года перечислил в бюджет 7 миллионов гривен. Кроме того, 3 миллиона — в Пенсионный фонд. Создание тут глубоководного причала, как и предусматривалось планом перспективного развития порта, позволит принимать суда водоизмещением до 50000 тонн и более. Отсутствие возможности загрузки судов до их полного водоизмещения «уводит» из бюджета города столько же. Куда? В другие глубоководные порты: Ильичевск, Одессу. На дозагрузку. А чтобы мы чувствовали себя увереннее в экономическом плане, нужно привлекать грузопоток сюда. К нам! В Севастополь! Глубоководный причал — это очень привлекательная для торгового морского судоходства составляющая приморского города. И порт в Камышовой бухте для этого — едва ли не единственное в Севастополе место.
Но вернемся к яхтингу. Мы не против яхтинга. Наоборот. Но для всякой затеи — свои условия, свое место. Одно из самых что ни на есть подходящих мест для этой цели создала у нас сама природа. Это Балаклавская бухта. С двойным преломлением волны. Американец Джон Уоррон, несколько лет назад приглядывавшийся, куда приложить мозги и руки, в смысле деньги, долго «крякал», глядя на бухту с высоты Генуэзских башен. Вот бы яхты сюда! The finest nature is ruined — загубленная красота. Потолкался он у нас по коридорам власти и убыл восвояси. Балаклавская бухта — это ярчайший пример нерационального использования приморской зоны. Потребность в судоремонте составляет немногим более 30% от существующих судоремонтных мощностей города. То есть завод «Металлист» с его плавмастерской и доком без никакого ущерба для этой отрасли и для города можно перепрофилировать в ракурсе обслуживания нужд яхтингового бизнеса. А чем занять население? Яхтинг. Марина! Марина — это и яхтенная гавань, и современный уровень сервиса для яхт и для их владельцев. Народные промыслы, рекреация… Стамбульская Атакей-марина — это 700 яхт. Обслуживающий персонал — около 1000 человек. Потому что марина предполагает и гостинично-туристический комплекс, и объекты культурного досуга, и многое другое. Стоимость суток стоянки яхты более 30 тонн водоизмещением (как «Петр Великий» или «Галла») — 100 долларов. Бухта наша не мала, по предварительной проработке можно разместить до 500 яхт.
Ну а что касается самой бухты, то не может не вызывать удивления, что даже сейчас, когда уже всем ясно, что Балаклавская бухта будет в конце концов востребована в соответствии со своими природными особенностями, госадминистрацией Балаклавы выдаются разрешения на строительство на самом берегу, что еще больше затруднит в будущем решение проблемы рационального раскрытия бухты.
Привлекательность Балаклавской горловины не только в ее природной красоте. Как говорилось выше, в шестидесятых годах уже прошлого века в скале на западном берегу был пробит канал в 350 метров длиной и 6 м глубиной. Не будем сейчас говорить о целесообразности этой затеи. Но уж если этот канал реально существует и он является неотъемлемой частью бухты, то и рассматривать концепцию использования Балаклавской бухты необходимо с учетом этого фактора. Как сказал председатель ассоциации яхтсменов Черного моря В.Л.Петров, чем больше яхт-клубов, тем лучше. Все это так. Но вот убедительный пример, как мы распорядились Балаклавской бухтой, показывает, что и руководствоваться следует не одним желанием. Перестройка потом обходится недешево. В равной степени или даже в большей это относится и к вопросу яхт-клуба на территории морского порта в Камышовой бухте.
Ну а насчет экономической стороны, то яхтинг в виде марины окупается быстро. Это, правда, зависит от уровня и класса самой марины. Вице-президент Атакей-марины Ялцын Дюльжер на собственном опыте убедился в перспективности морского туризма. Их марина вместимостью 700 яхт и с соответствующей инфраструктурой окупилась очень быстро. Всех секретов он не раскрыл. Но в скорой окупаемости средств, вложенных в морской туризм, можно убедиться на том факте, что мест для яхт в их марине уже не хватает и туркам ускоренными темпами пришлось строить вторую очередь.
В заключение необходимо отметить, что, кроме программы развития яхтинга в Севастополе у многих проектных институтов имеются свои собственные наработки. Есть они и у «Морстройпроекта». В любом вопросе, а тем более в использовании природных ресурсов, должен предусматриваться комплексный подход, где бы учитывались как вопросы экономического плана, так и вопросы природопользования, а также брались во внимание культурно-исторические аспекты, причем в строгом соответствии с перспективой (генпланом) развития города. Чтобы потомки по прошествии лет не бросали в наш адрес злые упреки. Балаклавская бухта этому пример. Как бы не стал плохим примером и яхтинг в морском порту Камышовой бухты.