Использовать землю строго по целевому назначению

В соответствии со статьей 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства.Земельный кодекс Украины, который вступил в силу с 1 января 2002г., установил, что государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти по земельным ресурсам. Таким органом в г.Севастополе является Севастопольское городское управление земельных ресурсов.

В соответствии с Земельным кодексом Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли жилой и общественной застройки, земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения, земли оздоровительного назначения, земли рекреационного назначения, земли историко-культурного назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Кроме того, каждая категория земель различается в зависимости от вида конкретного целевого использования.

Категория земель, в соответствии с которой необходимо использовать земельный участок, указывается в земельно-правовых документах на этот участок (государственном акте на право собственности на землю или договоре аренды земли, в решениях органов власти).

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Украины изменение целевого назначения земель производится органами исполнительной власти (Севастопольской городской государственной администрацией) или органами местного самоуправления (Севастопольским городским советом). Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом министров Украины.

За нарушение правил использования земель, а именно за использование земель не по целевому назначению, невыполнение природоохранного режима использования земель в соответствии со статьей 53 КУоАП на граждан налагается штраф в размере от трех до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от десяти до двадцати пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статьей 211 Земельного кодекса Украины предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность за следующие нарушения: невыполнение требований к использованию земель по целевому назначению, нарушение сроков возврата временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению.

Так, земельные участки, предоставленные гражданам под строительство и обслуживание жилых домов, садовых участков, не могут использоваться под размещение объектов коммерческого назначения без изменения в установленном порядке целевого назначения земельного участка (строительство и переоборудование жилых или садовых домов, размещенных на земельных участках, в офисы, банки, в гостиничные комплексы, под строительство магазинов, офисных помещений, других коммерческих объектов).

В соответствии со статьей 21 Земельного кодекса Украины нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:

— признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам;

— признания недействительными соглашений относительно земельных участков;

— отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;

— привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.

Отделом государственного контроля за использованием и охраной земель проводится соответствующая работа по выявлению, пресечению и устранению такого рода правонарушений. В отношении правонарушителей, использующих земельные участки не по целевому назначению, проводится административное делопроизводство, они привлекаются к административной ответственности, материалы направляются в органы налоговой службы с целью взыскания земельного налога в полном объеме за все время фактического использования земельного участка не по целевому назначению.

В случае последующего неустранения в течение установленного срока подобных нарушений земельного законодательства управление земельных ресурсов направляет соответствующие материалы в органы городской исполнительной власти, местного самоуправления, в прокуратуру г.Севастополя для заявления в суд исков о прекращении права пользования (собственности) земельным участком, который используется не по целевому назначению, и возмещении ущерба за время использования земельного участка с нарушением целевого назначения.

Управление земельных ресурсов предупреждает граждан и юридических лиц о недопустимости использования земель не по целевому назначению, порче и загрязнению земель, самовольному занятию и использованию земельных участков без правоустанавливающих документов, нарушения требований градостроительного и природоохранного законодательства. Действующим законодательством Украины за вышеперечисленные правонарушения предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

При заключении каких-либо договоров о совместной деятельности, долевом участии в строительстве объекта, расположенного на земельном участке, необходимо обратить внимание на то, какое целевое назначение указано в договоре аренды земли или в государственном акте. Органы инспекции ГАСК обязаны при выдаче разрешений на строительство проверять соответствие объекта строительства целевому назначению, указанному в документах на землю.

Для получения необходимой информации об изменении целевого назначения земельных участков и другой правовой информации вы можете обратиться в структурные подразделения управления земельных ресурсов: ул. Демидова, 13, к.503, 504.

Другие статьи этого номера