На прошедшей неделе морской самоходный плавучий кран «Феодосиец» покинул «родительский» причал ОАО «Севастопольский Морской завод» и отправился в свое первое плавание. Так доблестно завершилась история строительства ПК проекта 16491, заводской номер 5 севастопольскими корабелами.Строительство этого наиболее современного из построенных морзаводом плавучих кранов имеет два периода. Первый — грустный этап в истории завода, когда он неожиданно оказался без заказов по судостроению, и на свой страх и риск продолжил за счет собственных средств достраивать плавучие краны этой серии. «Одному богу известно, каким трудом, какими усилиями и какими жертвами в условиях обвальных процессов в экономике и промышленности удалось достроить и реализовать плавучие краны номер 3 — Херсонскому морскому порту, номер 4 — Мариупольскому морскому порту, а строительство плавкрана с заводским номером 5 мы вынуждены были законсервировать», — говорит председатель правления — президент ОАО «Севморзавод» Анатолий Череватый.
И только в апреле 2002 года наметился второй период в строительстве этого крана. ООО «Севморверфь» получило заказ на достройку ПК от Феодосийского морского торгового порта. Завершение строительства «Феодосийца» торговый порт заказал из собственных средств, однако не обошлось и без помощи государства. Работы велись при льготном налогообложении, что позволило как заказчику, так и исполнителю увеличить оборотные средства. Итог — удачно разбитая о борт бутылка шампанского во время торжественной церемонии передачи плавучего крана заказчику 26 ноября 2002 года. Именно этот день решено считать днем рождения ПК «Феодосиец»: первый экипаж крана во главе с капитаном судна Николаем Ревой приступил к исполнению своих функциональных обязанностей.
У причалов Феодосии белоснежного красавца ждет сложная работа: выгрузка торговых судов на рейдах восточного Крыма (у феодосийского порта четыре мелководных причала), погрузка зерна и глины, строительство нового пирса. От работы ПК грузоподъемностью 150 тонн начальник Феодосийского морского торгового порта Александр Чумаченко ожидает экономического эффекта в 200-300 тысяч тонн дополнительного грузопотока. В будущем работники этого порта надеются выйти на уровень миллиона тонн сухих грузов в год.
Что же касается ООО «Севморверфь», то, выпустив в свет свое детище — «Феодосийца», заводчане не остались без работы. Верфью выигран тендер и осуществляется строительство пожарного судна и судна бонопостановщика для нефтетерминала порта «Южный» (г. Одесса), в портфеле заказов предприятия — плавучий кран грузоподъемностью 400 тонн. Медленно, но уверенно, по словам Анатолия Череватого, приближается час закладки парома для Севастополя. Предполагается, что в 2003 году городу будут выделены средства на его проектирование.