Морской торговый порт монополизировал акватории севастопольских бухт

25 октября этого года Кабинет министров принял постановление 1581, которым передал в пользование госпредприятию «Севастопольский морской торговый порт» акватории Севастопольской, Казачьей и Балаклавской бухт, за исключением акватории, переданной в аренду Черноморскому флоту РФ. Одновременно на СМТП возлагается ответственность за обеспечение безопасности мореходности в пределах территориального моря.Руководители ряда предприятий морехозяйственного комплекса, осуществляющих производственную деятельность на акватории этих бухт, расценили данное постановление как ущемление своих законных прав и в связи с этим направили письма в Антимонопольный комитет и Генеральную прокуратуру Украины. Свои возражения, которые во многом совпадают с позицией городской госадминистрации, высказанной еще на стадии обсуждения проекта данного постановления, они обосновывают следующими обстоятельствами. Прежде всего законодательством не допускается делегирование полномочий органов исполнительной власти субъектам хозяйственной деятельности. В данном случае — морскому торговому порту. Постановлением ему, в сущности, передано монопольное право на пользование морскими акваториями севастопольских бухт. Это, по мнению авторов письма, является дискриминацией по отношению к другим субъектам предпринимательской деятельности, которые теперь могут пользоваться акваториями только на договорных условиях с СМТП.

В письме обращается внимание на то, что речка Черная, ее ковш и канал являются водными объектами местного значения, управление которыми отнесено законом к компетенции местных органов власти и не может быть передано никому другому. В постановлении также не учтено, что акваторию Севастопольской бухты помимо порта используют ОАО «Севморзавод», ОАО «Персей», ООО «Акватория-порт», стивидорная компания «Авлита» и другие субъекты хозяйственной деятельности. В Балаклавской бухте СМТП имеет только катерный причал местной сезонной линии. В Казачьей бухте у торгового порта вообще нет никакого производственного интереса, поэтому передача ему акваторий этих бухт является нецелесообразной и необоснованной. Более того, формально торговому порту переданы даже пляжи.

Такие в общих чертах возражения вызвало у руководителей предприятий, входящих в структуру морехозяйственного комплекса севастопольского региона, постановление Кабинета министров о передаче акватории севатопольских бухт торговому порту. Оно обострило проблему, которая не разрешается уже несколько лет. До раздела Черноморского флота акватория находилась в его ведении, а торговый порт ее не имел. За ним были закреплены лишь грузовой причал, причал внутригородских линий, два пассажирских причала и водная поверхность на 30 метров вправо и влево от причалов и на 30 метров от причальной стенки в море. Учитывая, что в севастопольских бухтах базируются корабли двух флотов, ведут производственную деятельность более двух десятков предприятий различных форм собственности, органы исполнительной власти не раз ставили перед правительством вопрос о создании в Севастополе государственной морской администрации. Они стали создаваться в Украине с середины 2000 года, а до Севастополя очередь никак не дойдет. Объективно это стимулирует активность руководства морского торгового порта, стремящегося получить как можно больше полномочий, даже если их выполнение для этой транспортной организации будет непосильным.

Другие статьи этого номера