Скоро уж десять лет как канули в Лету страховые компании «Соло», «Феррум» и другие подобные им финансовые «пирамиды», а горькая память о них клиентов, потерявших свои сбережения, еще жива. Иногда они звонят в редакцию в надежде все же взыскать деньги со своих обидчиков и говорят, что больше никогда и нигде не будут страховаться. Полагая, что такой жизненный опыт многих людей поставил страховщиков в затруднительное положение, наш корреспондент встретился с генеральным директором «Крымской страховой компании» И.А.БИЛЬДЕР и спросил ее, насколько это предположение соответствует действительности.- Обрушение «пирамид» действительно подорвало доверие к страховым компаниям. Это был очень сложный период их становления. Не все компании, прекратившие тогда работу, исповедовали тактику авантюризма. Многие просто не выдержали инфляционных процессов. Банкротству способствовало и несовершенное законодательство. КСК выжила благодаря нашему принципу не делать ставку на получение большой и скорой прибыли, соизмерять свою деятельность с реальной финансово-экономической ситуацией в стране. Мы исходили из того, что страховое дело, являющееся одним из достижений мировой цивилизации, будет в Украине возрождено, и готовились к этому. После принятия в октябре прошлого года закона «О страховании» в новой редакции оно действительно стало развиваться более активно. Этому способствует повышение благосостояния все большего числа людей, стремление предпринимателей иметь гарантию стабильности своего бизнеса. Только с 2000-го по 2001 год число страховых компаний в Украине увеличилось на 16 процентов и достигло сейчас 328. Растет и общий объем страховых платежей. В прошлом году он составил 3,3 млрд гривен. Только в нашем городе работает 6 местных страховых компаний и около 30 филиалов.
— Изабелла Ароновна, для нашего города это не много?
— Число компаний регулирует рынок. Но не только он. Новой редакцией закона предусмотрено поэтапное увеличение минимального размера уставного фонда со 100 тысяч евро до 1 млн для страховщиков, которые не занимаются страхованием жизни, и до 1,5 млн евро для тех, кто осуществляет эту операцию.
— Для чего это сделано?
— С целью повышения капитализации компаний, которая объективно повышает степень защиты юридических и физических лиц, заключивших договоры страхования, гарантирует выплаты при наступлении страхового события. Введение нового уставного фонда повысит надежность страховых компаний, но приведет к сокращению их числа.
— Вас не озадачило повышение уставного фонда?
— У КСК достаточно финансовых резервов. Мы уже выполнили новое требование закона.
— Конкуренция ориентирует компании на определенные виды страхования. Какие операции осуществляете вы?
— Страхование наземного, водного, воздушного транспорта, опасных грузов, имущества, гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от несчастного случая, огня, стихийных явлений и других рисков. Среди наших клиентов значительную часть составляют юридические лица. Если уж обыденная жизнь человека полна непредвиденных случайностей, то что тогда говорить о бизнесе, который относится к одной из самых рискованных областей деятельности. Понимая это, предприниматели видят в страховой компании залог своей стабильности. Приведу конкретный пример. За четыре последних года «Крымская страховая компания», кстати сказать, единственная в Крыму, участвовала в страховании 15 стартов космических ракет. Два из них оказались неудачными. Три года назад мы выиграли тендер на перестрахование запуска украинской ракеты «Зенит-2». Она должна была вывести на орбиту 12 американских спутников. Над Алтаем ракета сгорела. В связи с этим компании разных стран, участвовавшие в страховании этого проекта, выплатили страхователю 32 млн долларов. Участвовали мы и в страховании запуска российского космического объекта с подводной лодки. Он оказался неудачным. КСК также выплатила свою часть страхового возмещения.
— Изабелла Ароновна, какими критериями надо руководствоваться при выборе надежной страховой компании?
— Основные показатели — это положительная динамика платежеспособности компании, а также оперативность и размеры выплат клиентам страховых возмещений. Существенным показателем надежности компании является продолжительность ее работы. Чем дольше она на страховом рынке, тем богаче ее опыт. Следует обращать внимание и на то, с какими предприятиями и организациями она сотрудничает и берет ли на себя большие риски. Между прочим, замечено, что чем крупнее страховая компания, тем в меньшей степени дорожит она своими рядовыми клиентами.
— Теперь, исходя из ваших рекомендаций, протестируйте «Крымскую страховую компанию».
— В марте следующего года исполнится 10 лет с момента регистрации КСК. С 1998-го по 2001 год наши страховые платежи возросли с 434 тысяч до 2 миллионов гривен в год. Это свидетельство растущего к нам доверия. В прошлом году страховые выплаты составили 190 тысяч, а в этом уже 250 тысяч гривен. Сейчас у нас застраховано 38 морских судов и перестраховано 60 самолетов, стартовое оборудование на космодроме «Байконур». Нарабатываем опыт в страховании инвестиционных проектов. Мы выиграли тендер по страхованию проекта поставки на Черкасский завод «Азот» лизингового оборудования из Германии. Инвестор — сингапурская фирма. Стоимость проекта — 3,5 миллиона марок. Всю страховую сумму взять на себя мы не можем, поэтому заключили договор перестрахования с корпорацией Ллойда и рядом других зарубежных компаний. Они идут на сотрудничество с нами, зная нашу надежность. С момента создания КСК никогда не задерживала выплат клиентам, ни разу не доводила дело до судебного разбирательства. Мы осуществляем выплаты по упрощенной схеме.
— Вы говорите об упрощенной схеме выплат, а между тем есть случаи, когда недобросовестный клиент инсценирует страховое событие, чтобы незаконным путем эту выплату получить.
— Да, это достаточно распространенное явление. По мировой статистике, около 10 процентов клиентов действительно пытаются сфальшивить, поэтому каждое страховое событие предварительно расследуется и только после этого принимается решение о выплате. Кроме того, существует база данных, в которую заносятся клиенты, пытавшиеся обвести компании вокруг пальца. Я говорю об упрощенной схеме в том смысле, что она исключает бюрократические проволочки, является щадящей по отношению к клиенту.
— Давайте вновь обратимся к статистике, которая якобы знает все. Ежегодно на дорогах Украины гибнут 3 тысячи человек и 30 тысяч получают травмы. Тем не менее только около 8 процентов владельцев транспортных средств заключают договоры о своей гражданской ответственности. Чем это объясняется? Высокими тарифами на страхование?
— Тарифы не самое главное. В нас еще сильна природная надежда на авось. В цивилизованных странах человек не чувствует себя в безопасности, защищенным, пока у него нет страхового полиса. Получить его побуждает весь общественный уклад, привычные нормы жизни. Наш же человек, предположим, выезжая на машине, которая является транспортом повышенной опасности, свято верит, что в дороге с ним ничего не случится. Но ведь со многими случается. 200 тысяч аварий в Украине в год — цифра просто убийственная. И нет никакой гарантии, что любой водитель не пополнит эту статистику. Теперь о тарифах на страхование. Многие о них просто ничего не знают и по привычке пренебрегают приобретением полиса. Не вдаваясь в подробности, скажу, что минимальная стоимость полиса на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет 94 гривны, а для пенсионеров — 65 гривен. Если в результате аварии владелец полиса причинил ущерб жизни и здоровью третьих лиц, то страховая компания выплачивает каждому пострадавшему пешеходу и пассажирам машин ( до пяти человек) по 8.500 гривен. А если причинен ущерб имуществу третьего лица, то выплата осуществляется в пределах 25.500 гривен. Такие суммы мы выплачивали уже неоднократно. Вместе с тем мне известно несколько случаев, когда столкновение с дорогой иномаркой привело незастрахованного водителя к колоссальным, непосильным затратам на ремонт чужого автомобиля. Только после этого человек начинает сожалеть о том, что не застраховался. Недаром говорят: берегись бед, пока их нет.
— Изабелла Ароновна, вы сказали, что за это полугодие страховые выплаты КСК превысили сумму выплат за весь прошлый год. О чем это свидетельствует?
— Как это ни странно, такая динамика говорит о стабильности работы «Крымской страховой компании» и ее развитии. Ведь выплаты растут потому, что растет число наших клиентов. Еще один фактор, имеющий всеобщий характер, — рост во всем мире аварий и катастроф, вызванных природными и техногенными причинами, террористическими актами. Надо иметь в виду, что только в Украине в местах вероятного затопления живет 4 млн человек, в районах сейсмической активности — 11 млн, а в зонах заражения опасными для жизни и здоровья веществами — 15 млн. Только в Севастополе два десятка объектов повышенной опасности. Причем, по прогнозам специалистов, угроза жизни людей и масштабы материальных потерь будут расти. Кто в связи с этим должен обезопасить общество? Казалось бы, государство. Но у него на это просто нет средств. В Украине сейчас около 40 процентов бюджета идет на различные социальные выплаты. Этого катастрофически не хватает и никогда не хватит, поэтому основная задача государства сводится к созданию условий, при которых человек мог бы сам защитить себя в различных жизненных обстоятельствах путем заключения договора со страховой компанией, клиенты которой, в сущности, берут на себя корпоративную ответственность за тех, кто оказывается в экстремальной ситуации. Такие условия в Украине созданы. За нами остается выбор: либо беспечно надеяться на то, что тебе вечно будет сопутствовать удача, либо застраховать свое здоровье, свой бизнес, свое имущество и с уверенностью в успехе встречать каждый новый день.
Консультации о страховании можно получить по телефонам 54-47-58, 55-30-28 или при посещении офиса на ул. Бутакова, 4.