На первом плане усилий КРУ — доходная часть бюджета

21 июня 2001 года в Украине был принят Бюджетный кодекс. С этого момента берет свое начало реформа межбюджетных отношений и фискальной децентрализации. Этот пока еще сложный процесс реально способствует прозрачности региональных бюджетов ввиду того, что теперь заметно уменьшается количество непрофинансированных полномочий местных властных структур, а значит, в руках у городской власти оказывается больше стимулов для повышения эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов территориальных обществ. О том, каковы сегодня тенденции получения новых стимулов к прозрачности местного бюджета, о рычагах наполнения доходной части бюджета рассказывает начальник Севастопольского контрольно-ревизионного управления Ольга Владимировна ШЕЛАКОВА.- Бюджетным кодексом обусловлены не только порядок и пути осуществления бюджетной политики, но и четко выделены границы полномочий государственных органов относительно контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Так, органы Государственной контрольно-ревизионной cлужбы определены как органы внешнего контроля.

Именно этот фактор брался в текущем году, в частности в ноябре, за основу проведения в г. Севастополе комплексной выездной проверки силами бригады ГлавКРУ с привлечением специалистов Севастопольского контрольно-ревизионного управления. Естественно, во главу угла данной проверки было взято выявление нарушений и недостатков при формировании и исполнении местного бюджета.

Предваряя анализ работы местных органов самоуправления и финансовых органов, чьи усилия должны быть направлены на создание профицитного бюджета, можно отметить, что серьезных упущений в нашем регионе киевская выездная бригада не выявила. В то же время в соответствующих итоговых документах отмечены некоторые слабые позиции, тормозящие четкое выполнение запланированных государственных программ.

В частности, бюджет был сформирован с еще недостаточно высокими относительно собственных доходов показателями, что обусловило в ряде отраслей рост объемов запланированных дотаций.

Не всегда при формировании общегородского бюджета учитываются требования соблюдения пропорций в распределении расходов. К примеру, школы следует содержать за счет районного бюджета, а сельские клубы и библиотеки — за счет бюджетов сельских и поселковых cоветов. Кстати, на наш взгляд, это явное упущение создателей Бюджетного кодекса. У бюджетников разного уровня просто порой связаны руки, нет возможности маневра, особенно при расчетах по зарплате.

На нынешнем этапе развития страны особое значение (в том числе и для определения главного вектора в работе КРУ) приобретает контроль за наполнением доходной части бюджета. О том, что мобилизация собственных доходов у нас ведется еще вяло, подтверждает тенденция к росту недоимок с платежей. В сравнении с цифрами в целом по государству в регионе отмечены далекие от оптимальных показатели внесения налогов в местные бюджеты предприятиями среднего и малого бизнеса. В частности, в городе есть весьма преуспевающие фирмы, чаще торговые, как говорится, «ворочащие миллионами», но умудряющиеcя за целый год внести в местный бюджет налоги, адекватные лишь цене одной хорошей иномарки.

Особый акцент делается сейчас на проблемы занижения, а то и вовсе неначисления платы за аренду имущества, которое проведено по титулу коммунальной собственности.

Большое внимание следует ныне уделять и проблеме перераспределения доходов, правильного использования бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджета громады, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетного фонда, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, профинансированных за счет бюджетных средств.

Весь круг затронутых выше проблем прямо свидетельствует о том, что сейчас, на новом этапе реформирования общества, ревизия как средство контроля приобретает новое, более объемное значение, так как глубокий, грамотный анализ финансовых показателей является основой принятия правильных управленческих решений, в частности при формировании местного бюджета.

Задачей Севастопольского КРУ на нынешнем этапе наряду с проведением всестороннего планового контроля за движением и распределением бюджетных средств является достоверное прогнозирование «картинки» доходной части городского бюджета и доведение до властных структур громады реальной схемы путей и методов пополнения сбалансированного бюджета без привлечения дотаций от государства или, тем паче, кабальных кредитов со стороны.

Какими сегодня видятся нам магистральные пути повышения тонуса наполнения местного бюджета? Следует добиваться (по инициативе, разумеется, в первую очередь, депутатского корпуса громады) коренного пересмотра механизма предоставления государством льгот по плате за землю, отданную в пользование воинским формированиям. По данным горгосадминистрации, потери в городе при этом составляют 139 млн гривен в год. В то же время Бюджетный кодекс предусматривает государственную компенсацию за льготы. Но этого не происходит.

Больной вопрос (в продолжение темы «Город и флот») — это плата за использование земель населением — физическими и юридическими лицами. Использование земли в Севастополе оставляет желать много лучшего. Земельный кодекс прописан достаточно жестко, но контроль за своевременной платой за землю разными категориями землепользователей нуждается в корректировке и ужесточении.

В нашем городе после ряда лет застоя фиксируется заметное оживление в сфере капитального строительства. И хотя объем использования бюджетных средств в этой области экономики невелик, тенденция определенных нарушений явно просматривается. И наши специалисты в аналитических записках, прилагаемых к актам текущих ревизий, четко выделили главные механизмы таких нарушений: занижение стоимости уже построенных объектов, завышение объемов работ при строительстве, создание промежуточных звеньев при прохождении финансовых потоков, в которых распыляются и вымываются государственные средства.

И, наконец, проблема общественного транспорта. Здесь также во главу угла следует ставить систему порой нечетко прописанных законом льгот. Государство до сих пор не определило механизма расчета сумм дотаций за перевозку на местах льготных категорий пассажиров. В частности, это касается ГКП «Севтроллейбус», АТП-14330. Городской бюджет в счет погашения дотаций объективно несет большие убытки, но государство при этом стоит как бы на позиции стороннего наблюдателя. А посему в силу объективных предпосылок к возможным серьезным сбоям в использовании общественного транспорта городу приходится идти на неоправданные с точки зрения соблюдения финансовой дисциплины затраты по принципу «тришкиного кафтана»: — здесь — обрежу, там — долатаю.

В этом направлении — непочатый край работы. Ее границы в общих чертах определены результатами уже завершенной ревизии ГлавКРУ и предварительными итогами многоплановой работы в 2002 году коллектива Севастопольского контрольно-ревизионного управления.

Главными целями в преддверии 10-летнего юбилея создания Государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по-прежнему остается для коллектива Севастопольского КРУ внешний контроль за всей совокупностью факторов, способствующих росту городских финансовых доходов. В частности, предполагается глубокий анализ полноты зачисления в бюджет процентов за использование временно свободных остатков бюджетных ассигнований, алгоритма взаиморасчетов между бюджетами, заимствования и погашения ссуд, обоснованности освобождения от налогообложения предприятий и организаций, полноты зачисления поступающих в распоряжение города специальных средств.

Самое же главное — это вовремя определить тот момент, когда уже сформированный профицитный городской бюджет вдруг по каким-то причинам начинает приобретать черты дефицитного, и наша прямая задача — оперативно сделать все, чтобы уже принятый бюджет региона с точки зрения его исполнения был бы реален и даже имел бы резервы в условиях действующего законодательства.

Другие статьи этого номера