У «Нашей Украины» начинают редеть ряды и это, скорее всего, следствие не «давления власти», а неумения руководства блока «делать политику». То, что это произойдет, стало понятно еще 20 ноября, когда Виктор Ющенко после неудачных «торгов» с кандидатом в премьеры Виктором Януковичем заявил: «Настроение во фракции такое, что свободное голосование по этому вопросу невозможно». Тем самым лидер «Нашей Украины» фактически признал, что внутри блока вызрели протестные настроения. Реальные подтверждения этому появились через неделю, когда от Ющенко начали уходить соратники. Если не самые лучшие, то уж денежные — наверняка.Первым стал Петр Дыминский, который до своего депутатства занимал пост председателя наблюдательного совета нефтеперерабатывающего комбината «НПК-Галичина» (г.Дрогобыч Львовской области). Этого человека не раз обвиняли в уклонении с помощью различных схем от уплаты налогов. В частности, народный депутат Украины Петр Писарчук (фракция СДПУ (о) в полемике со своими оппонентами из «НУ» сказал: «…вы обвиняете олигархические кланы, которые разокрали Украину? Возможно, это правда. Но у вас что, нет олигархов, которые разграбили Украину? Те же Дыминский и Червоненко не платят налоги на миллионы, десятки миллионов гривен, и есть неопровержимые доказательства этого. Однако когда их вынуждают заплатить налоги, они превращают все в политику» («Наша газета+», 01.11.2002). Тут, скорее всего, имелось в виду уголовное дело, возбужденное в октябре с.г. по ст. 212 УК следственным отделом государственной налоговой инспекции Дрогобыча в отношении должностных лиц «НПК-Галичина», где речь идет о невыплате за 9 месяцев этого года в сводный бюджет Львовской области 180 млн гривен («Интерфакс-Украина», 17.10.2002).
Через три дня после Петра Дыминского из фракции «НУ» выходит Сергей Слабенко — представитель Волыни, до избрания в Верховную Раду более чем успешно делающий бизнес на посту директора ООО «Континиум-Траст-Компани», которое специализируется на операциях с ценными бумагами, занимаясь, кроме этого, также переработкой молока и нефтетрейдерством. В последнем направлении интересы Слабенко и Дыминского тесно переплетены, поскольку одна из структур «Континиума» — «Континиум-Лен-Контракт» — является основным давальщиком сырья для «НПК-Галичина».
29 ноября, на интернет-сайте ForUm со ссылкой на анонимный источник из «Нашей Украины» появилось сообщение о возможном в ближайшее время выходе из фракции еще двух депутатов-бизнесменов — Василия Барткива (до избрания в ВР — заместитель председателя правления ОАО «Полтаванефтепродукт») и Игоря Насалика (Ивано-Франковская область; ему приписывают широкий спектр бизнес-интересов: от сотрудничества с российской «ТНК» в производстве нефтяного оборудования — до производства кисломолочных продуктов и минеральной воды).
Неназванный источник приоткрыл занавес над причиной «денежного оттока» от «Нашей Украины». По его словам, все четыре депутата, о которых речь шла выше, желали 21 ноября поддержать кандидатуру Виктора Януковича на пост премьера и отстаивали эту позицию перед руководителями блока. Однако последние отобрали у них карточки для голосования, помешав осуществить задуманное (ForUm, 29.11.2002). Подчинившиеся сначала партийной дисциплине Дыминский, Слабенко, Барткив и Насалик очень возмутились, когда узнали, что Александр Омельченко-младший не только получил возможность показать свою лояльность к новому руководителю Кабмина, но и как ни в чем не бывало был оставлен в рядах фракции Виктора Ющенко.
С одной стороны, «великолепная четверка» понимала, что исключить Сан Саныча-второго не позволит сам Виктор Андреевич. И тут снова не политика играла бы свою роль, а чистый бизнес — достаточно вспомнить, что имя старшего брата Ющенко — Петра — соотносят со многими торговыми заведениями Киева, например с ТЦ «Квадрат». С другой — западноукраинским предпринимателям было неприятно, что к ним применили принцип «двойного стандарта». Люди просто обиделись. Ведь, надо думать, в победу «НУ» на парламентских выборах, учитывая занимаемые должности, они внесли посильный и, скорее всего, немалый вклад.
И здесь мы вплотную подходим к проблеме, о которой аналитики заговорили еще год назад, когда страна узнала, кого Виктор Ющенко назначил в свои возможные парламентские соратники. Водораздел на «чистых политиков» («лирики») и «чистых бизнесменов» («физики») в избирательном списке «НУ» просматривался очень четко, причем последним отдавалось явное предпочтение. Мотивы, которыми руководствовался Виктор Андреевич при составлении списка, были более чем понятны. Впрочем, как и мотивы представителей бизнес-структур, которые, умея просчитывать ситуацию наперед, вполне резонно предполагали, что Ющенко сумеет использовать свое стратегическое и моральное преимущество в политической игре и добьется определенных дивидендов как для себя, так и для тех, кто его поддерживал.
Просчитались. Лидер «НУ», избранный в парламент, стал больше внимать советам «лириков» фракции и переключился на сугубо политическую волну, демонстрируя упорство и принципиальность даже в тех ситуациях, где при достаточной гибкости и просто умении убеждать можно было одержать ряд важных тактических побед. Со временем это, согласно известному философскому закону, переросло бы в качественные показатели.
Последний пример — «премьериада». Серьезных действий и каких-то определенных планов во время «утрясания» кандидатуры премьера на разных уровнях со стороны «Нашей Украины» не наблюдалось. Попытки Ющенко наладить контакты с НДП и «Регионами Украины» всерьез воспринимать нельзя, поскольку их неуспех, согласно скудной информации, которая просачивалась в информагентства, можно списать только на то, что потенциальные партнеры просто не могли понять, чего же от них хочет Виктор Андреевич.
И только через три дня после избрания Виктора Януковича «наш украинец 1» в интервью польскому телеканалу наконец более-менее четко сформулировал свою идею: «Избрание правительства должно проходить по системной модели: формирование правительственной коалиции, а потом — правительства народного доверия». Логика в этом высказывании Ющенко, как и в большинстве случаев, сильно хромает: раз правительство создано, значит, коалиция таки существует. Может, не в том формате, как этого хотелось бы Виктору Андреевичу, и без его участия, это уже вопрос мастерства конкретного политического лидера, но уж никак не «поражение избирателей», за апелляцией к которым скрывается желание отвести внимание от собственных просчетов.
В связи с вышеприведенной цитатой Виктора Андреевича обратим внимание на еще один аспект: у господина Ющенко в последнее время появилось слово-паразит — «системный». Но, несмотря на любовь к данному термину, надо признать: сам Виктор Ющенко системным политиком отнюдь не является. Хотя бы потому, что система как таковая предполагает четкое распределение шагов и методов по достижению намеченной цели и жесткое их соблюдение, а у главы «НУ» этот момент не прослеживается.
Если проанализировать последние полгода, то создается впечатление, что он убедил (или позволил убедить) себя в том, что выборы принесут ему контроль минимум над половиной парламента, а значит, все остальные события должны развиваться по «нашеукраинскому» сценарию. И хотя этого не произошло, Ющенко никак не может совладать с инерционностью собственного мышления. Отсюда — разговоры о «выигранных выборах». Но 25% голосов избирателей — это далеко не победа. С другой стороны, контроль над четвертью парламента дает очень большие возможности для маневра, а в некоторых случаях — и для навязывания собственных условий. Но опять же в том случае, если политик умеет это делать и знает, чего он хочет добиться.
Подытоживая, можно отметить: говорить о том, что Виктор Андреевич Ющенко сложился как политик, пока что рановато. За год участия в активной политике он достиг определенного успеха только во время избирательной кампании, но умело использовать это обстоятельство главе «НУ» оказалось не по силам. Отсутствие же способности к самокритике и признанию собственных просчетов и неудач, привычка перекладывать ответственность за них на других, проявление диктаторских замашек и одновременно склонность к самолюбованию, обидчивости и злопамятность сослужат Виктору Андреевичу дурную службу. Причем уже в ближайшее время, поскольку обстоятельства указывают на его непреодолимое желание блокировать любой конструктивный момент в Верховной Раде, если он будет исходить не от «Нашей Украины». Одно дело, если бы Ющенко не хотел работать сам, но он мешает своим «одноблочникам» заниматься тем, ради чего, собственно, они и шли в парламент — законотворческой деятельностью.