Маршрутки: из 15 проверенных машин 14 — с нарушениями

В соответствии с планом работы Госкомитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины и согласно рабочей программе специалисты правления по делам защиты прав потребителей вместе с сотрудниками техотделения ОГАИ УМВД Украины в г.Севастополе провели инспекцию состояния предоставления услуг пассажирским автомобильным транспортом (маршрутные таксомоторные перевозки). Проверены 15 перевозчиков, у 14 установлены нарушения. 13 привлечены к административной ответственности.Причем общее количество выявленных в «топиках» нарушений составило цифру 35. Наиболее распространенные из них: предоставление услуг, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, полное или частичное отсутствие обязательной информации для пассажиров и т.д.

В Севастополе насчитывается около 70 маршрутов, на которые существует квота 660 машин. Фактически разрешение на перевозку пассажиров по итогам конкурса на 2002 — 2004 гг. выдано 750 маршруткам.

Стоимость проезда в маршрутных такси не является регулируемой, утверждается самими перевозчиками и составляет 0,50, 0,75 и 1 грн. Обслуживание граждан льготной категории не предусмотрено. Но некоторые перевозчики его осуществляют сами. Так, ЧП «Севавтотранс» (директор А.Портянко) перевозит школьников из пос. Максимова Дача в город по льготному тарифу — 0,25 грн, а взрослых — по 0,50 грн на маршруте 12 при тарифе 0,75 грн. За счет собственных средств выделяются автобусы и детскому дому 2.

Во время рейда установлены отдельные нарушения «Правил предоставления услуг пассажирским автомобильным транспортом». Это отсутствие маршрутных листов, согласованных с горгосадминистрацией, путевых листов, паспорта городского автомобильного маршрута оформлены неправильно и т.д. Наиболее крупные перевозчики: ООО «СТС» и ООО «Транспас» — 150 машин, ЧП «Цыбулькин В.Ф.» — 120, ЧП «Туя» — 50, ЧП «Рубин» — 40, ЧП «Зенит-автотранс» — 40. Отдельные перевозчики заключают договоры с владельцами крупных автопарков, такими как ЧП «Стрела-транзит», на оказание услуг по ежедневному медицинскому освидетельствованию водителя и техосмотру автомобиля. Отметки такого освидетельствования ставятся в путевых листах. Но, как показала проверка, такие осмотры не всегда проводятся качественно. Так, на маршруте 10 работал микроавтобус (госномер 019-04KC, водитель С.Мельник) с износом протекторов более нормы, на маршруте 26 водитель микроавтобуса (номер 012-87KC) А.Тимченко работал с просроченной медсправкой. «Топики» выходят на маршруты с увеличенным количеством мест в салоне, не соответствующим записям регистрационных документов, без согласования с ГАИ. Количество добавочных мест (от 1 до 4) обнаружено в 13 микроавтобусах из 15 проверенных. Часто дополнительные места закрывают аварийные выходы, что является нарушением ст.16 закона Украины «О защите прав потребителей» по вопросу безопасности предоставляемой услуги.

Из Правил дорожного движения Украины:

Пункт 21.1. Перевозка пассажиров: разрешается перевозить пассажиров в транспортном средстве, оборудованном местами для сидения в количестве, предусмотренном техническими характеристиками, так, чтобы они не мешали водителю управлять транспортным средством и не ограничивали обзор, в соответствии с правилами перевозки.

Пункт 31. Техническое состояние транспортных средств и их оборудование:

31.1 Техническое состояние транспортных средств и их оборудование должны соответствовать требованиям стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-изготовителей и другой нормативно-технической документации.

31.3 Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству: в случае их изготовления или переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения; если они не прошли государственного технического осмотра или не имеют талона о его прохождении.

Проверяющие также установили, что на маршрутных таксомоторах нередко отсутствует информация о режиме работы транспортного средства, например, о начале и конце работы и т.п. В нарушение установленных правил и ст.18 закона Украины «О защите прав потребителей» в салонах 13 таксомоторов отсутствовала информация для потребителей: выписка из «Правил», адреса, телефоны хозяйствующих субъектов, сведения о водителе, о бесплатной перевозке детей до 7 лет без предоставления места. Правда, данные о стоимости проезда имеются везде. Однако надо отметить, что на маршруте 10 иногда вывешиваются трафареты с ценой проезда на внешней стороне микроавтобуса — 0,75 грн, а на этом же трафарете внутри салона — 1 грн!

В управление по делам защиты прав потребителей г.Севастополя поступило три обращения потребителей на нарушение их прав при предоставлении услуг пассажирским автомобильным транспортом. Проверка показала, что в двух случаях требования потребителей законны. Так, условия договора между потребителем Л.Ивановой и водителем Н.Лифанцевым маршрутного такси (госномер 02594КС ЧП «Коваленко Е.И.») по доставке пассажира до нужной ему остановки не соблюдены. В нарушение графика движения водитель высадил пассажира с несовершеннолетним ребенком, не доезжая до конечной остановки. Потребитель отказалась платить за услугу, которая оказана не в полном объеме. По результатам проверки предприятие привлечено к админответственности в виде штрафа.

Всего же за нарушения, установленные при проверке, управление по делам защиты прав потребителей наложило экономические санкции на 4 субъекта предпринимательской деятельности. Кроме того, виновные в установке дополнительных мест в салонах микроавтобусов привлечены к административной ответственности ГАИ, лишние сиденья демонтированы.

Часто такие и подобные нарушения ПДД приводят к трагическим последствиям. Поэтому и появился совместный приказ МВД Украины и Минтранса от 14.06.2002 г. «Об усилении контроля за выполнением перевозчиками правил безопасности перевозок пассажиров автобусами». Вот выдержки из этого документа:

«Министерство внутренних дел и Министерство транспорта Украины обеспокоены стремительным возрастанием количества дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, которые осуществляют перевозки пассажиров.

…с целью усиления контроля за выполнением правил безопасности дорожного движения и правил предоставления услуг ПРИКАЗЫВАЕМ:

…Государственному департаменту автомобильного транспорта (Докиль Л.П.) Министерства транспорта Украины требовать от перевозчиков предъявления сертификатов соответствия и актов технического осмотра автобусов на заседание лицензионной комиссии по вопросу выдачи лицензий на осуществление пассажирских перевозок.

Необходимо отметить и частичное улучшение в данной сфере обслуживания. По сравнению с результатами проверки в 2001г. практически отсутствуют «кричащие» надписи в салонах, у водителей имеются билеты, которые они выдают по требованию потребителей, в салонах не звучит оглушающая музыка, документы на оказание услуги оформляются согласно действующему законодательству и в полном объеме.

Материалы проверки были направлены и в горгосадминистрацию.

А теперь о том, что ждет всех без исключения частных перевозчиков и без чего они просто не будут иметь права работать. Минтранс Украины и Госдепартамент автотранспорта издали 28 августа этого года совместный приказ «Об усилении контроля за выполнением перевозчиками правил безопасности перевозок пассажиров автобусами». В нем, в частности, говорится:

«На данное время в Украине зарегистрировано около 140 тысяч автобусов, значительная часть которых не сертифицирована и используется для предоставления услуг по перевозке пассажиров (маршрутные перевозки, туристические, по заказу).

Вместе с тем… используются автобусы, которые по своей конструкции не соответствуют основным требованиям безопасности. Так, конструкция некоторых моделей автобусов не отвечает таким основным требованиям безопасности, как: наличие необходимого числа пассажирских и аварийных дверей, аварийных окон и аварийных люков, аварийного выключателя, размещение сидений и проходов, топливных баков и аккумуляторных батарей, а также ряду других.

Негативным явлением стало то, что некоторые пассажирские перевозчики с целью получения дополнительной прибыли без согласования с уполномоченными организациями устанавливают в салонах автобусов дополнительные места для сидения, что является нарушением «Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом» и представляет угрозу для жизни и здоровья пассажиров.

С целью повышения безопасности предоставления услуг по перевозке пассажиров автобусами ПРИКАЗЫВАЮ:

Пункт 1. Отделу нормативно-правовой и кадровой политики, директору Украинского бюро по лицензированию перевозок, руководителям областных автотранспортных управлений при выдаче лицензий на право оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом требовать от перевозчиков предъявления к автобусам сертификатов соответствия, выданных органами сертификации дорожных транспортных средств, или протоколов испытаний лабораторий, аккредитованных согласно действующему законодательству и в области аккредитации которых имеются соответствующие нормативные документы и соответствующая продукция.

Испытания автобусов, бывших в эксплуатации, должны проводиться на соответствие безопасности их конструкции требованиям следующих нормативных документов: ГОСТ 27815-88, ГОСТ 28345-89 и ГСТУ 60.2 -00017584-011-2001.

Пункт 2. Автобусы, зарегистрированные в Украине до 01.01.2002г. и не имеющие сертификата соответствия или протокола испытаний, должны быть приведены в соответствие требованиям указанных выше нормативных документов до 01.03.03 г., и их владельцы могут получить лицензионные карточки сроком действия не позднее 01.01.04. Владельцев автобусов, которые до 01.03.03г. не привели их в соответствие требованиям нормативных документов, считать нарушителями лицензионных условий.

Другие статьи этого номера