Курс молодого Януковича

«Уважаемая редакция! Вот уже несколько недель в Киеве работает новое правительство во главе с Виктором Януковичем. О премьере, его команде средства массовой информации пишут иногда с диаметрально противоположных позиций. Какая из них ближе к истинной?» (Ф.Смолий. г.Севастополь).Подводя итоги политических событий первой зимней декады в Украине, многие аналитики сходились во мнении: Кучма-де «обвенчал» солидарной ответственностью за судьбы Родины нового премьера и парламентское большинство, но реальные властные рычаги все же оставил в своих руках. Имеется в виду контроль над силовыми министерствами и финансами (посты министра финансов и руководителя ГНАУ). И, дескать, назначив главным налоговиком некогда опального, но трижды преданного себе экс-главу МВД Юрия Кравченко, Президент якобы окончательно восстановил во властной структуре страны привычную для себя систему «сдерживаний и противовесов».

Трудно удержаться от скепсиса. Это «сдерживание и противовесы» давно уже стало штампом, неким постоянным элементом политологических характеристик главы государства. Сие словосочетание уже даже не выглядит нейтральным, а — от многочисленного употребления в негативных контекстах — воспринимается как некий очередной ярлык со знаком минус.

Я не против сарказма и иронии там, где они уместны. Но в данном случае… Рассудим трезво: кто у нас сегодня премьером? Вчерашний губернатор. Не будем вдаваться в подробный анализ его достоинств и недостатков, предположим (для облегчения восприятия), что Виктор Янукович — самый рейтинговый, одаренный, популярный и пр. региональный лидер. Предположим, что его программа и манера руководить также идеальны. Но ведь он пока еще лишь региональный лидер, пусть и, повторюсь, самый достойный и перспективный. Как премьер, он еще совершенно юн. Он не был ни вице-премьером, ни даже министром. И ранее не принимал решения общегосударственного уровня. Управленческий инструментарий премьера не то чтобы сложнее инструментария губернаторского, он — иного типа.

В этой связи ирония в адрес Президента мне видится совершенно неуместной. Он не лукавит, оставляя в своих руках «основные рычаги». Действует трезво. И, можно сказать, даже заботливо. Дабы не «привалить» глыбой полномочий Виктора Януковича прямо на старте его премьерской карьеры. Даже подписание договора о солидарной ответственности между премьером и большинством ВР не перечеркивает ту постоянную — перед народом Украины — ответственность Президента за эффективность работы правительства, которая закреплена в Конституции.

На прошлой неделе мы получили весьма красноречивые свидетельства того, что Президент не оттеняет, а, скорее, даже опекает премьера. Тот факт, что в московский вояж Леонид Данилович отправился на день позже Виктора Федоровича, говорит о том, что Президент сознательно пожелал «не затмевать» собой премьера. Отправься они в Белокаменную вместе, в центре внимания российской прессы стопроцентно оказался бы Леонид Кучма, а премьера несмываемыми чернилами вписали бы в графу «сопровождающие лица». Но, как можно судить по итогам поездки, обходительность Президента позволила Виктору Януковичу сыграть свое «московское соло» весьма эффектно. Как отмечали российские средства массовой информации, украинский премьер вел себя в Первопрестольной уверенно и за день работы «без Кучмы» успел многое. В целом положительно оценив результаты «российско-украинского года», он тем не менее заметил, что «главная цель — создание зоны свободной торговли — еще не достигнута». Эту проблему Янукович пообещал решить в скорейшем будущем. Также он пообещал российским коллегам в ближайшее время разрешить волнующие их «сложные вопросы в сфере энергетики, транспорта и торговли». Как отмечали тамошние аналитики, «рамочные договоренности по всем перечисленным направлениям достигнуты на переговорах двух премьеров», после чего подоспевшему на следующий день в Москву Леониду Кучме оставалось лишь завизировать итоги переговоров Януковича с Касьяновым и продолжить культурную программу завершения в российской столице Года Украины.

4 декабря на заседании межведомственной комиссии по вопросам местного самоуправления при Кабинете министров В.Янукович заявил, что программа действий нового коалиционного правительства «будет разработана с участием регионов, руководителей отраслей и народных депутатов». В иной ситуации на подобное заявление можно было бы «смело не обратить внимания», отнеся его к разряду традиционных представительских речевок. Но уже на следующий день — 5 декабря — премьера поддержал Президент. Выступая на учредительной сессии Конгресса местных и региональных властей Украины, Леонид Данилович отметил, что «надеется на динамичный старт муниципальных преобразований в Украине» при новом премьер-министре. Похоже, не случайной явилась не только схожая риторика в выступлениях обоих лидеров, но и временная близость этих событий. Кажется, и региональный Конгресс, и кабминовское заседание по местным вопросам продемонстрировали общность взглядов Президента и премьера.

Однако по шерсти гладят не всегда. Говоря о муниципальных преобразованиях под руководством премьера, Леонид Кучма тут же пристыковал к этому заявление о недопустимости повышения тарифов на коммунальные услуги и цен на лекарственные препараты для населения. Вот, дескать, дорогой коллега-премьер, ситуацию в регионах улучшайте как хотите, но не за счет народа! Очень здравая мысль и, следует заметить, весьма дипломатично поданная.

Таким образом, совершенно несостоятельными видятся попытки заподозрить Президента в выстраивании каких-то суперсложных управленческих схем, призванных переложить ответственность, сохранив статус-кво. Конечно, удержаться «на маршруте» под сенью бесконечных дворцовых интриг — вечная проблема (и первейшая задача!) вождей всех времен. Но глупо полагать, что это всегда самоцель. Любому лидеру нужна команда — инструмент власти. А всякий инструмент, пусть даже и людской, как известно, «стачивается», нуждается в ремонте и обновлении. Лидер никогда не возьмет в команду человека, против которого сразу же надо будет начинать интриги и «противовесы». Это глупо! Равно как и глупо было бы для Президента в каждом новом премьере видеть только «чужого игрока в своей команде».

Когда говорят, что «донецкие» провели в премьеры своего человека, с этим еще можно согласиться. Но когда говорят, что украинским премьером является человек из донецкого клана, — с этим соглашаться не стоит. Улавливаете разницу?! Янукович теперь просто не может позволить себе быть человеком какого-либо иного клана, кроме государственнического. Слишком опасно это для его карьеры. Его задача — состояться в качестве профессионала, менеджера высочайшего уровня, политика.

Даже несмотря на то, что Виктор Федорович слывет человеком обучаемым, у него все равно остается слишком мало времени на то, чтобы в совершенстве овладеть мастерством главного хозяйственника страны. И Леониду Кучме необходимо этого самого главного хозяйственника из Януковича вырастить. Не те нынче времена, чтобы политическое руководство могло позволить себе на ведущих государственных должностях держать клановых фаворитов. Сейчас время менеджеров-инструментов, а не менеджеров-букетиков.

В этой связи показательно также и недавнее назначение руководителем ГНАУ Юрия Кравченко. Этот выбор Президента — еще одно свидетельство того, что ему нужны крепкие, опытные орговики, пусть даже и с «кляксами» в послужном списке. Г-н Кравченко пока, видимо, далек от глубинного понимания тонкостей мытарского ремесла. (Как, осмелюсь допустить, далек был в свое время от этого и прежний глава ГНАУ Николай Азаров). Но, наверное, это и хорошо, что к политическому руководству налоговой администрацией не допустили ни спецов-финансистов, ни ставленников политико-экономических группировок. Кравченко — лидер, сформировавшийся в условиях уставной организации. Он жёсток, требователен, умеет сам без лишних слов брать «под козырек» и может потребовать того же от подчиненных. А профессионалов налогового дела в ГНАУ всегда было достаточно. Им важно «вовремя не мешать», чтобы дело делалось. К тому же о своем намерении плотно опекать налоговое ведомство на прошлой неделе недвусмысленно заявил и сам Николай Азаров. Он положительно оценил управленческий опыт господина Кравченко и выразил уверенность в том, что под началом Юрия Федоровича и при активной поддержке мировых финансовых институтов удастся провести коренную модернизацию ГНАУ, планы которой Азаров же в свое время и разрабатывал.

Однако вернемся к фигуре Януковича. Это, наверное, прозвучит парадоксально, но главная «интрига», которой реально ожидать от премьера, как раз может состоять в том, что он начнет просто… действовать во благо украинской экономики и во благо украинского народа. Все иные возможные «хитросплетения и козни» будут выглядеть просто банальными, скучными и неоригинальными. Вот уж удивятся бывалые аналитики, если так оно и случится. Кстати, один из них — очень известный политолог — дал стране прогноз куда более крутой, но и, как мне кажется, «более шаблонный»: «Не исключаю и варианта, когда группа людей во главе с Януковичем в какой-то, скажем, мартовский или апрельский день 2003 года на даче или в отдельном кабинете скажет Леониду Даниловичу, что готова принять власть в полном объеме, не дожидаясь президентских выборов».

Бывают же у людей, однако, полеты фантазии!

Другие статьи этого номера