Бюджет по-казначейски

Слово «казна» последние энциклопедические словари советской поры трактуют как понятие устаревшее и даже негативное, присущее капиталистическому строю. Но прошло вот уже семь лет, как в Украине введен институт Государственного казначейства, однако о его существовании и тем более о его задачах многие не знают. Это обстоятельство навело нашего корреспондента на мысль встретиться с начальником управления Государственного казначейства Украины в Севастополе А.А.ВОЛОБУЕВЫМ и задать ему несколько вопросов.- Анатолий Александрович, семь лет назад в Украине уже сложилась структура, которая управляла финансовыми потоками и контролировала законность расходования денежных средств, — Министерство финансов, Министерство экономики, Национальный банк, контрольно-ревизионные управления наконец. Какая была необходимость в создании еще и Государственного казначейства? Или это было лишь проявлением природного стремления управленческого аппарата к увеличению своих ведомственных структур?

— Не могу согласиться с таким предположением. Создание Государственного казначейства было вызвано объективной необходимостью совершенствования государственной бюджетно-финансовой системы, которая отвечала бы новым экономическим реалиям. Должен вам сказать, что прообразом Госказначейства можно считать княжескую казну при Ярославе Мудром. Казенная палата служила не только хранилищем материальных ценностей. В ней писались указы, грамоты, повеления, в соответствии с которыми взимались налоги и расходовались собранные средства на различные государственные нужды. Уже к XV веку казна приобрела значение центрального финансового ведомства, ведавшего наполнением и распределением бюджета. После Октябрьской революции казначейства ликвидировали, а их функции кассового выполнения бюджета были переданы Госбанку. В условиях планового ведения хозяйства такое решение было, вероятно, оправданно. С обретением Украиной независимости эта система некоторое время продолжала существовать, хотя со все большей очевидностью проявлялась необходимость ее реформирования.

— Какова основная функция коллектива вашего управления?

— Казначейское обслуживание государственного и местного бюджетов.

— Что означает «казначейское»?

— Означает, что все бюджетные средства аккумулируются на едином казначейском счете, который объединяет совокупность всех счетов в едином режиме времени. Благодаря наличию общегосударственной информационной системы все сведения по доходам и расходам из регионов через Нацбанк поступают в Киев в Государственное казначейство. Это позволяет непрерывно контролировать динамику исполнения бюджета по доходам и расходам. Казначейство можно назвать уникальным финансовым ведомством, совмещающим в себе функции бухгалтерии и банка. Раньше средства были распылены по счетам распорядителей кредитов и было невозможно составить единую картину финансового состояния государства. Теперь такая возможность есть. Статистические данные прошлых лет свидетельствуют о том, что до создания Государственного казначейства ежедневно на многочисленных счетах «гуляла», то есть не была в действии, не использовалась примерно половина месячной суммы поступлений. И только реализация принципа единого казначейского счета в комплексе с компьютерной сетью обеспечила возможность маневра денежными средствами в масштабе государства.

— Как я понял, теперь распределители кредитов не могут использовать их, минуя казначейство?

— Да, теперь бюджетные учреждения и организации не имеют в банках своих счетов. На них открыты особые регистрационные счета в органах казначейства, и только через них идет оплата расходов на основании предоставляемых документов, подтверждающих необходимость и целесообразность расходов.

— И что происходит, когда казначейство находит незаконным расходование бюджетных средств?

— Мы обязаны осуществлять предварительный контроль расходов. Если они не укладываются в выделенные лимиты или эти расходы необоснованны, то казначейство отказывает в оплате. В прошлом году наше казначейство по различным причинам оформило 197 отказов на заявки по расходованию бюджетных средств на общую сумму в 1,104 млн гривен.

— Анатолий Александрович, какие организации и учреждения города получают средства госбюджета через казначейство?

— По состоянию на 1 декабря 2002 года в органах Государственного казначейства Украины в Севастополе путем оплаты счетов средства из госбюджета и государственных внебюджетных фондов получают 219 предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав 33 министерств и ведомств. Через городское управление также обслуживаются 42 транзитных учреждения и организации, находящиеся в Автономной Республике Крым, Одесской, Херсонской и Николаевской областях. Кроме того, 225 предприятий получают через органы казначейства возмещение средств в соответствии с законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы». Объем работ уже сейчас значительный, а в этом году он еще увеличится. В соответствии с Указом Президента «О неотложных мерах по регулированию казначейского обслуживания» нам передаются функции по казначейскому обслуживанию организаций и учреждений местного бюджета. Такое решение принято, в частности, в связи с тем, что еще нередки случаи нецелевого использования средств, поступающих в местный бюджет. С целью организации этой сложной работы, которая, по моим предположениям, на начальном этапе будет носить достаточно конфликтный характер, внедряется информационно-вычислительная система «Казна».

— А как, по вашим сведениям, исполнен бюджет 2002 года по доходам и расходам?

— Окончательные итоги по исполнению бюджета будут подведены в феврале 2003 года. Сейчас могу дать оперативные данные о выполнении бюджета за 11 месяцев прошлого года. Так, в доход госбюджета поступило 188 млн гривен, что на 16 млн гривен больше, чем 2001 году. В местный бюджет поступило 195 млн гривен. Кроме того, город в полном объеме получил дотацию в размере 5,9 миллиона. По расходам ситуация такова: всего для бюджетных организаций поступило 306,7 млн гривен, из которых на социальные выплаты направлено 182 млн гривен. Сюда входят заработная плата, пенсии военным пенсионерам, трансферы населению. В сравнении с соответствующим периодом 2001 года социальные выплаты населению увеличились на 28,1 млн гривен. 8,1 миллиона было перечислено населению в качестве льгот и субсидий на оплату электроэнергии, природного газа, теплоснабжения, водоснабжения и услуг связи. Динамика бюджетных поступлений и расходов свидетельствует о том, что процесс экономического возрождения набирает силу. Смею надеяться, что в этом есть заслуга и коллектива управления Государственного казначейства в Севастополе.

Другие статьи этого номера