Есть ли альтернатива «альтернативному» транспорту?

Все познается в сравнении: после знакомства с маршрутками Симферополя и Ялты сразу видно, что в нашем городе организация работы этого вида транспорта на порядок лучше и автопарк заметно новее. Но значит ли это, что будущее — за таким способом пассажироперевозок? Будут ли развиваться традиционные автобусные, троллейбусные маршруты? Ответить на эти вопросы и рассказать об итогах работы частных перевозчиков в 2002 году по новой (трехлетней) системе после конкурсного отбора, проводимого горгосадминистрацией, мы попросили начальника управления транспорта и связи СГГА А.Ф.КУНЦЕВИЧА.- Проработав 16 лет на автомобильном заводе, почти 3 года здесь, в управлении, понимая, что такое транспорт, его эксплуатация, могу сказать однозначно: при любых формах собственности маршрутки никогда собой традиционные виды общественного транспорта не заменят. Опыт крупных городов свидетельствует: муниципальный транспорт, который работает гарантированно, по расписанию, а главное, поднадзорен во всем, должен быть и в условиях рынка!

Да, альтернативный транспорт — веление времени, в свое время он снял напряжение на пассажиропотоках и помогает сейчас. Но начальная эйфория проходит, а строгий анализ, в том числе последнего года работы общественного транспорта, убеждает уже многих, что развитию автобусно-троллейбусного и катерного сообщения необходимо уделять самое пристальное внимание. Частный извоз, по сути, — тот же базар. Заставить всех перевозчиков «ходить строем», каждый день выходить на линию и соблюдать график очень сложно. Нельзя же в каждую маршрутку, а их более 600, посадить кондуктора или инспектора! Кто им зарплату будет платить за то, что они контролируют транспортную и трудовую дисциплину водителей и владельцев машин? Только крупные АТП со своей ремонтной базой и опытными кадрами способны обеспечивать каждодневный контроль на линии, нормальное техсостояние транспортных средств и безопасность пассажиров.

Киев, например, вкладывает более 170 миллионов гривен в год в свой транспорт, не считая метрополитена. И это, по мнению специалистов, лишь четверть от потребностей этой отрасли столичного хозяйства! Необходимо увеличивать ежегодное финансирование и нашей городской транспортной системы. Поэтому специалисты нашего управления почти два года трудились над долговременной программой развития севастопольского общественного транспорта, не исключающей и альтернативные перевозки. Программа уже согласована с другими подразделениями горгосадминистрации и ждет вердикта депутатов. От решения горсовета зависит, получат ли наши троллейбусники, автобусники и катерники до 2008 года более 400 миллионов гривен исходя из реальных потребностей своих предприятий. В программе содержатся объективные данные, в каком состоянии находятся сейчас портофлот, троллейбусное управление, АТП-14330 и на Северной стороне. И что нужно делать для их сохранения и подъема, а главное — для сохранения в городе льготного проезда. Это и два других направления — на развитие транспортной системы города и сохранение возможности регулировать цены за проезд — главные в нашей программе. Ведь уже сейчас поездки по полной себестоимости в автобусах, троллейбусах, на катерах могут стать очень многим не по карману.

Программа также предусматривает вхождение города своей долей в эти транспортные предприятия: покупая транспорт для них или делая иные капвложения. Тем более что сами бывшие госпредприятия, ныне ОАО, ставят вопрос о возможности возврата в коммунальную собственность. Прибыли нет, акционеры недовольны — я сам не раз это видел на собраниях. Так что полностью частным муниципальный транспорт делать нельзя. Только маршрутные такси. А они иногда работают, извините, как толкучка: есть погода, есть желание, есть спрос — выходят на маршрут, нет — пассажиры напрасно ждут. Ищут более прибыльное место, «застолбив» уже на тендере линию. Или заламывают двойной тариф, «ночной». Всех за руку не поймаешь. Тем более если сами потребители молчат. Вот если по вашим материалам или по письмам к нам факты подтверждаются, мы принимаем самые суровые меры. Нескольких нерадивых водителей, по нашим сигналам, владельцы «топиков» в прошлом году уволили. Наказывают они грубиянов или недисциплинированных и материально, а контролирующие органы просто штрафуют.

— Александр Федорович, не кажется ли вам, что нарушения, допускаемые частными перевозчиками, возможны лишь потому, что настоящей, честной конкуренции среди них не видно?

— Она есть. Но что сложилось, то уже сложилось. Сейчас при конкурсной системе отбора рабочих мест столько, сколько нужно. Безработицы среди водителей нет, машины не стоят. Здесь другое: уже более 400 микроавтобусов работают всего от 30 достаточно крупных предприятий, таких как ЧП «Зенит-Автотранс». Их парк насчитывает от 10 до 100 машин, есть свои механики, за 5-6 лет там созданы свои базы, а деятельность законопослушна и «прозрачна». И процесс укрупнения продолжается. К этому подталкивает не только конкурентная борьба, но и требования, закладываемые нами при заключении договоров с победителями конкурса на право обслуживать определенные маршруты. Существенную роль играют и предложения самих перевозчиков, которые, конкурируя, кое-где уже сами снижают стоимость проезда. Это может предложить городу на тендере уже только «крупный» перевозчик.

— Могут ли сами перевозчики контролировать работу собственных маршрутов? В смысле, сколько машин работает, как соблюдаются график, техсостояние транспорта, медосвидетельствование водителей и т.п.?

— Сейчас наше управление завершает разработку еще одного документа — о едином стандарте на городские перевозки общественным транспортом. Он также будет передан на рассмотрение депутатам. Четкое, с учетом местных условий, определение обязательного единообразия в деле пассажироперевозок, закрепленное законодательно, несомненно, будет иметь огромное значение для повышения качества и безопасности транспортных услуг в нашем городе.

Ведь многие другие нормативные документы, регламентирующие деятельность этой отрасли хозяйства, просто устарели и не отвечают на все вопросы сегодняшнего дня. Каким должен быть, например, современный автобус внутри и снаружи, какие надписи и где располагаться и т.д. — это в старых правилах предоставления данного вида услуг четко не определено. Зато теперь мы можем это определить даже на местном уровне. И должны это сделать в интересах всех севастопольцев. Чтобы каждый знал полную информацию о самих перевозчиках и их транспортных средствах, о числе посадочных мест, схемах маршрутов, графике движения и многое другое. Естественно, эти стандартные требования мы обяжем соблюдать всех частников, предоставляющих населению транспортные услуги.

Действуют на некоторых маршрутах и диспетчеры — от самих перевозчиков. Сама жизнь заставила их регулировать движение: машин стало гораздо больше — не 400, как в 1997-м, а под 700. То есть рынок насытился и требует выверенных интервалов. Актуален для самих перевозчиков и вопрос поддержания порядка на местах отстоя «топиков». И там назначены свои ответственные, список которых мы тоже передаем вам для обнародования. (От редакции: он будет опубликован позже).

— Что еще нужно сделать, чтобы люди, которым по результатам тендера предоставлено право обслуживать городские маршруты, в полной мере отвечали за переданные им функции?

— На заседании рабочей группы при нашей конкурсной комиссии вместе с представителями перевозчиков мы назначили ответственных за маршруты на городских и пригородных линиях общего пользования, а также — впервые — за линии, на которых работают в режиме маршрутных такси частные микроавтобусы. Перечни этих ответственных предприятий и конкретных лиц, их координаты мы передаем и вашей газете, чтобы все читатели «Славы» знали, куда и к кому обращаться с жалобами на плохое обслуживание, если такое случится.

Очень тщательно подходим мы и я лично к проверке разрешительных документов перевозчиков, полного пакета которых у некоторых нет. Каждый такой случай рассматриваем индивидуально, если перевозчик добросовестный, помогаем вернуться к работе или принять участие в конкурсе. Но выявили уже и несколько фальшивых лицензий, обманщики на маршрутах ездить не будут.

Кстати, сразу после выступления 17 декабря вашей газеты о нарушениях в маршрутках и обязательной сертификации мы собрали перевозчиков, обсудили статью, наметили план получения на каждую машину, где это положено, сертификата соответствия или протокола испытаний. Без них ни один микроавтобус, зарегистрированный в Украине до 1 января 2002 года, после 1 апреля текущего на маршрут выйти не сможет. Испытательная лаборатория «ЗАЗ-Дэу» дважды в наш город выезжала, будет еще работать на базе АТП на ул. Паршина. В очередь, кстати, уже записываются, кроме наших, симферопольцы и ялтинцы. Если после таких тщательных проверок на городские маршруты и не выйдут 40-50 машин, не отвечающих современным требованиям безопасности, севастопольцы не пострадают.

Напомню также, что в Севастополе создано управление Минтранса, которое теперь здесь будет выдавать лицензии перевозчикам, контролировать выполнение транспортного законодательства и наказывать нарушителей путем лишения права работать на маршруте.

— Будет увеличиваться число маршрутов и машин на них в 2003 году? Или перспективен курс на более вместительные автобусы?

— Я считаю, что внедрение на рынок перевозок должно быть плавным, никого не ущемляющим. Смотрите, люди не ездят в «рафиках», «пазиках», постепенно с рынка транспортных услуг вытесняются машины старых моделей — идет естественный отбор, который и мы регулируем. Уже более половины наших маршруток — последних трех лет выпуска. Некоторые предприятия идут на затраты, совершенствуют технологию обслуживания своего транспорта, чтобы завтра, даже если топливо подорожает, предлагать потребителям более качественные и дешевые услуги.

В настоящее время идет реализация очень интересного проекта: одна фирма предложила поставить на наши маршруты тридцать скоростных 24-местных комфортабельных автобусов с хорошими двигателями. Созданы на базе известного аналога «Ивеко». Они в самом скором времени начнут работать и, несомненно, разгрузят остановки в часы пик и за более низкую цену проезда. А на длинных маршрутах будут открывать двери не только на конечных, по пути забирая благодаря вместимости всех желающих ехать. Обслуживать эти автобусы будут проблемную в этом отношении Корабельную сторону, ул. Жидилова, Троицкую балку, диораму, а также центр, кольцевые линии. Таким образом мы расчищаем дорогу более совершенному транспорту.

— Для льготников маршрутки станут «родными» или нет?

— Выделение мест для них в этих автобусах планируется. Но вот замечательный пример. Можно сказать, в городе появилась новая форма обслуживания льготников. Сам перевозчик, Виктор Михайлович Рыков, работая на двух маршрутах на Северной стороне, ввел на каждом из них по 20 месячных бесплатных проездных билетов для тех, кому это положено по закону. Это просто визитка предпринимателя, дающая именно конкретному льготнику право на поездки в маршрутках владельца автопредприятия. Опыт, достойный самого широкого внедрения на всех маршрутах! Ведь многие уже знают «своих» льготников в лицо.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера