Аудит эффективности — наиболее прогрессивный рычаг в деятельности КРУ

До 10-летнего юбилея КРУ осталось несколько дней, и наш корреспондент обратился к начальнику КРУ г.Севастополя Ольге Владимировне ШЕЛАКОВОЙ с просьбой дать, так сказать, итоговое интервью, рассказать о том, что станет доминантой в деятельности возглавляемого ею коллектива в 2003 году, ибо любой юбилей — это реальный повод для новых стартовых усилий и конструктивных начинаний.- К каждому из праздников, а тем паче профессиональному, принято приходить с хорошим настроением. Для того, чтобы наш предъюбилейный рапорт был весомым, чтобы дела шли с опережением планов, наш коллектив сделал немало в 2002 году. Приведу всего несколько примеров. Проверено 101 бюджетное госучреждение, что в два раза превышает показатель 2001 года. Почти в каждом выявлены нарушения финансовой дисциплины. В бюджет возвращено 600 тысяч гривен, возмещение превысило показатели 2001 года на 10 процентов.

Более предметной и показательной выглядит и административная ответственность. В виде штрафов наказаны 84 руководителя и должностных лица на общую сумму свыше 10 тысяч гривен. Штрафные санкции реализованы на 99 процентов.

Особый упор был сделан согласно планам тематических проверок на эффективность использования бюджетных ассигнований на государственные капвложения в сфере агропромышленного комплекса, а также по титулу государственного и городского фондов охраны окружающей среды. Помимо этого были проведены многочисленные проверки в структурах управлений культуры, образования, охраны здоровья.

Результаты, на наш взгляд, неплохие. Например, последней проверкой было охвачено 100 проц. использования средств охраны окружающей природной среды. В ходе всех этих проверок выявлено почти 20 тыс. грн незаконных расходов бюджетных средств. 100 тыс. гривен оказались излишне полученными вследствие завышения ассигнований. Сейчас, на старте нового 2003 года, наш коллектив, как и все подразделения ГлавКРУ Украины, планомерно осваивает методику перехода на более качественный, прогрессивный метод финансового контроля — аудиторский. Правовое понятие «ревизия» теперь будет заменяться понятием «аудит». Именно эта форма дефискального контроля позволяет получать четкие ответы на вопросы: «Делают ли объекты ревизионных проверок именно то, что востребовано жизнью?» и «Насколько практичен и минимизирован по объемам вложенных государственных средств избранный метод хозяйствования?»

В мировой практике аудит уже несколько лет уверенно теснит фискальный контроль. В нашей стране, начиная с прошлого года, довольно успешно внедряется шведский проект «Поддержка реформ государственного управления в Украине». Не так давно Шведским национальным бюро аудита в рамках этого пилотного проекта специально для внедрения в подразделениях ГлавКРУ разработано пособие «Аудит административной деятельности». Это очень интересный и перспективный механизм повышения эффективности и результативности государственных мероприятий, в частности локальных программ в той или иной сфере хозяйствования. Главная цель аудиторской деятельности — это минимум штрафных санкций при максимуме оптимальных решений. Причем в каждом регионе при разработке планов работы КРУ в тесном контакте с руководителями громады должны избираться самые насущные проблемы в сферах народного хозяйства. Например, проблема трудоустройства выпускников вузов, либерализация условий залога, выбор объектов льготного кредитования, особенно в сфере АПК, более раскованная методика предоставления долгосрочных кредитов, почти «невспаханная» целина расчетов за использование земли. Везде следует открывать шлюзы новых возможностей, и практическая деятельность наших специалистов призвана оказать городу реальную помощь как в пополнении бюджета, так и в разумном, рачительном его использовании.

Не следует забывать, что наше подразделение КРУ вообще-то работает в едином алгоритме всего Крымского региона. Поэтому для нас не безразличен тот курс, который взят Совмином АРК: усилить контроль за имуществом и результатами экономической деятельности предприятий госсобственности и особенно тех акционерных обществ, которые имеют солидную долю госсобственности в своей структуре. С этой целью наши крымские коллеги совместно с Фондом имущества Крыма приступили к аудиторским проверкам крупных бюджетообразующих предприятий региона. Объявлена борьба убыткам, бесприбыльности. Особое внимание уделяется соблюдению прав собственника-государства при сдаче в аренду или продаже госимущества через аукцион. Вся эта сфера деятельности в 2003 году привлечет и наше внимание, что уже отражается в доработке и уточнении сводной программы плановых ревизий и проверок.

С постепенным переходом в 2003 году на аудиторский способ контроля как залога эффективного хозяйствования мы намерены уже в контексте новых, чаще бесфискальных, методик сосредоточить свое внимание на следующих направлениях. Поиск наиболее прогрессивных методик определения эффективности использования бюджетных средств. Это касается прежде всего вопросов приобретения (реализации) товаров, работ, услуг по ценам, в 1,5 — 2 раза превышающим их средний уровень по стране. Использование таких правовых механизмов, которые позволяли бы нам признавать недействительными те соглашения, которые были заключены без проведения тендеров. Очень внимательно следует ревизовать те субъекты предпринимательской деятельности, которым выделяются бюджетные средства без полного перечня унифицированных форм документов, на основании которых осуществляются планирование, учет и отчетность об использовании госресурсов.

Естественно, мы вправе ожидать от правительства и Президента более конструктивного нормативного обеспечения экономических отношений, т.к. распорядители бюджетных средств всех уровней часто неуязвимы в плане подконтрольности их действий.

Таковы наши планы. И предъюбилейное настроение не должно служить в коллективе неким расхолаживающим фактором. Мы, конечно же, достойно встретили 10-летие КРУ в Украине, но так же достойно следует произвести переход на аудиторские рельсы — впереди непочатый край пореформенных мероприятий.

Другие статьи этого номера