Инвестиционный климат и налогообложение — сообщающиеся сосуды

Разговор за «круглым столом» на эту тему состоялся в государственной налоговой администрации Севастополя. В диалоге участвовали заместители председателя ГНА С.Н.Лобас, И.Е.Казакова, начальник управления общественных связей и массово-разъяснительной работы Т.А.Курсеева, руководитель управления экономики ГГА Л.Н.Панова, управляющий Севастопольским филиалом АППБ «Аваль» А.И.Мартынов, его заместитель Г.В.Шилюк.Т.А.Курсеева:

— В годы независимости Украина проходит трудный путь становления. Если на первом этапе происходящее можно было сравнить с «диким капитализмом», то сегодня наметилась стабильность экономического развития. Заметен рост производства. Расчет на помощь иностранных инвесторов не оправдал надежд, и только отечественный производитель способен вывести страну в ранг развитых.

С.Н.Лобас:

— Среди факторов, влияющих на инвестиционную активность, ведущее место принадлежит налоговой политике. Ее реформирование в Украине ориентировано на снижение налогового пресса: действует упрощенная система налогообложения с единым и фиксированным налогами, в проект Налогового кодекса включено освобождение малого и среднего бизнеса на пять лет с момента регистрации от налоговых обязательств. Привлекательностью обладает льгота по налогу на прибыль для инвестирования средств в строительство жилья для военнослужащих и членов их семей, действующая с 1997 года. В нашем регионе воспользовались ею дочернее предприятие Севморзавода «Внешэкономсервис», акционерное общество «Авлита», ОАО «Персей», ООО «Югторсан», Севастопольский хлебокомбинат, ООО «Грэй», Морской рыбный порт, ООО «Мортрансмаркетюг» и другие, перечислив на эти цели 16 миллионов гривен. Однако благоприятный климат внутреннего инвестирования связан с общим состоянием экономики. Для достижения баланса общества и казны проводится курс на вывод экономики из тени, поскольку бюджетная стратегия связана, в свою очередь, с инвестированием социальной сферы.

Т.А.Курсеева:

— Как вы полагаете, что должны сделать власти города, чтобы привлечь внутренние инвестиции?

Л.Н.Панова:

— Мощным регулятором стала спрогнозированная горсоветом при поддержке исполнительной власти концепция экономического развития Севастополя до 2010 года и принятая в прошлом году программа устойчивого развития города на среднесрочный период 2001 — 2005 годов, где присутствует инвестиционный раздел. Кроме бюджетного прогнозирования, существуют источники внутреннего инвестирования, или, как мы говорим, капитализации прибыли, то есть обращение ее в основные фонды. Такой подход свидетельствует о долгосрочных намерениях предприятий, поскольку отрабатывается прибыль, очищенная после уплаты налогов и затрат. Общий размер таких внутренних инвестиций за 9 месяцев прошлого года составил порядка 132 миллионов гривен, 49 процентов их вложены в предприятия государственной формы собственности.

Черноморским флотом РФ с 1995 года были построены и введены в эксплуатацию 44 жилых дома — 2104 квартиры, детский сад, общеобразовательная школа, реконструирован комплекс Черноморского филиала МГУ, многие инженерные инфраструктуры. Стоимость выполненных работ составила в эквиваленте 37,5 миллиона долларов. Такие вложения мы считаем внутренними инвестициями. Наши отношения с ЧФ урегулированы пакетом документов, которые будут действовать до 2017 года, поэтому мы рассчитываем на продолжение инвестиций, тем более что такое намерение и условия есть.

Существует также методика сложно-консолидированного финансирования: если, например, предприниматель или юридическое лицо показывает свою готовность инвестировать проект за счет собственных ресурсов или с привлечением банковских капиталов. Сейчас это приветствуется как в государственных, так и внутригородских программах. Действует, в частности, такой принцип в реализации проекта канализования набережной Назукина в Балаклаве, то есть сливаются деньги частных лиц и средства, поступающие из государственных источников. Есть возможность привлечения акционерного капитала, объявления подписки, выпуска облигаций и так далее. Такой метод применим и приемлем и для субъектов малого предпринимательства. Сессией городского совета подтверждено финансирование программы развития малого предпринимательства в сумме 200 тысяч гривен. Но не все соискатели, обратившиеся за инвестированием, смогли получить «добро» на свой проект. Все же наиболее перспективным признано финансирование по консолидированному принципу.

Г.В.Шилюк:

— Приоритетным направлением в деятельности Севастопольского филиала акционерного почтово-пенсионного банка «Аваль» стала поддержка аграриев и переработчиков региона. Если в 1999 году общая сумма кредитных вложений составила 1,5 миллиона гривен, то в 2002 году они выросли до 62,3 миллиона гривен. Поддержка села велась за счет установления пониженной ставки, а после введения механизма компенсации — из государственного бюджета с ее учетом. Поскольку ставка кредитования производителей на инвестиционные программы составляет пока порядка 18 процентов, то она еще не всегда способна удовлетворить их потребности, поэтому государственную инициативу можно было бы перенести на уровень городского бюджета. Целевая программа поддержки бюджетообразующих предприятий позволит увеличить объемы их кредитования на развитие в десятки раз. Если говорить о средствах, находящихся в распоряжении нашего филиала, то на данный момент привлечено внутренних ресурсов субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц как на текущих, так и на срочных счетах достаточно, чтобы дополнительно прокредитовать инвестиционные проекты стоимостью порядка 120 миллионов гривен.

Л.Н.Панова:

— Улучшение инвестиционного климата связано с режимом свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. К сожалению, на стыке 1998 — 1999 годов Севастополь не реализовал свой шанс на создание свободной региональной экономики, поэтому наши предприятия и регион в целом утратили конкурентную инвестиционную привлекательность. Партнерам наших предприятий в судостроении и судоремонте в Николаеве, Керчи удалось воспользоваться преимуществами таких режимов. И понятно, что инвестиции скорее пойдут туда, где, как, например, в Большой Ялте, существует льготный режим налогообложения прибыли.

Другой степенью поддержки является доказательство центральным органам власти специфики региона. Севастополь в этом исключительно преуспел. Руководство города делает это профессионально, поскольку система лоббирования еще долго будет играть свою роль. Однако во многом она ограничена тем, что начинает приниматься кодифицированное законодательство, унифицирующее Лесной, Водный, Бюджетный кодексы. Принят, но не введен Административно-хозяйственный кодекс, пока нет нашего долгожданного Налогового кодекса, у него, пожалуй, самая сложная судьба. Тем не менее существуют выразительные примеры поддержки региона, в частности поручение Президента, которое было принято в марте прошлого года, по обслуживанию задолженности кредита под государственные гарантии ЗАО «Югрыбстрой», а также по обустройству аэропорта «Бельбек». Это дало разительные перемены: удалось реанимировать работу комбината крупнопанельного домостроения. Его технология предусматривает изготовление как монументальных конструкций, так и элементов строительного дизайна. И то, и другое использовано при возведении президентского дома. Новые терминалы, планировка территории, организация маршрутных такси заметно изменили статус и удобства аэропорта. Так сопрягаются усилия ветвей власти и ведомств через административно-организационные рычаги.

А.И.Мартынов:

— Сегодня банки располагают избытком ресурсов, размещать которые по действующим правилам кредитования сложно, в том числе и для подпитки местных бюджетов. И хотя ежегодные темпы их наращивания немаленькие, найти возможность и выделить один или несколько десятков миллионов гривен на решение самых важных городских проблем пока невозможно. Между тем существует механизм, позволяющий найти решение, — это муниципальные займы, кстати, широко используемые в Польше, Словакии, Чехии. Гарантии государственных органов высоко ценятся. Муниципальный займ осуществляется через выпуск и продажу таких ценных бумаг, как облигации, позволяет объединить средства прочих инвесторов, включая банки и население. Причем их число и состав могут меняться.

И хотя в Украине их механизм используется еще слабо и не имеет обширного опыта, время его действия настало. Банк «Аваль» сейчас будет активно предлагать свои услуги местным органам государственного управления в организации такого проекта в Севастополе.

И.Е.Казакова:

— Проведена большая работа по упорядочению инвестирования строительства жилья для военнослужащих в масштабах Украины. Проверками такого характера были охвачены все субъекты, воспользовавшиеся льготой, их договоры проинвентаризированы. Остается надеяться, что законодатели продолжат политику налогового благоприятствования другим направлениям инвестирования, что позволит решать проблемы социальной сферы.

С.Н.Лобас:

— Подводя итоги состоявшегося разговора, необходимо сказать и о том, что до тех пор, пока в государстве не будет введено стабильное законодательство, сформирована приемлемая законодательная база, гарантирующая простую процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности и привлечения стартового капитала на выгодных для сторон условиях, пока отсутствует четко регламентированная система отношений между инвесторами и предпринимателями, ожидать позитивных перемен сложно.

Другие статьи этого номера