Для тех, кто пьет чай дома

Настоящая китайская чайная церемония в Севастополе? Почему бы и нетУже не первый год в баре «Золотое руно» представители симферопольской фирмы «Царское подворье» встречаются с журналистами, чтобы познакомить их со своей продукцией. На первой встрече представителям севастопольских СМИ было предложено вкусить великолепный кофе. Не тот, который обыватель привык покупать на рынке. Не растворимый, не какой-то «3 в 1», не «Fort» в польской расфасовке, а элитные сорта, такие как, к примеру, «Марагаджип».

На следующий год представители «Царского подворья» вновь пригласили прессу в «Золотое руно». Теперь отведать чайку. И снова — никаких вам «тот самый чай, тот самый вкус». Самые что ни на есть настоящие черные («Диорджилинг», «Жемчужина Китая», «Солнце Ассама») и зеленые («Гордость Китая», «Пороховая смесь», «Капля росы») сорта в чистом виде, а также ароматизированные сорта (к примеру, «Царский выбор», «Персиковое облако», «Итальянская страсть» или «Сливочный десерт»). Естественно, что не все сорта здесь перечислены, незачем, лучше самому сходить в «Руно» и отпробовать. Мы-то отпробовали. В порядке информации сообщим, что только ароматизированных сортов там два десятка.

В конце того чаепития представители «Царского подворья» сказали, что следующая встреча будет посвящена… сигарам. Но человек предполагает, а Бог располагает. И поскольку сигарокурение у нас в стране не столь распространено, как, скажем, питье того же чая, то тема нашей очередной беседы была изменена. Встреча была посвящена… чайным церемониям!

Если исключить из списка церемоний чифиринье, то на самом-то деле культур потребления чая раз, два и обчелся. Ну, скажем, слышали мы где-то когда-то о китайской чайной церемонии или что-то об английских традициях, или же о русском чаепитии. Но что? А ведь все они как-то взаимосвязаны.

В Китае все чайные традиции объединяет одна черта — духовность или душевность того общения, что происходит во время потребления напитка самыми разнообразными способами. Согласно древним китайским манускриптам, чайная церемония описывалась так: «первая чашка смачивает губы и горло, вторая избавляет от одиночества, третья пронизывает и находит внутри нас несколько тысяч томов странных идеограмм, после четвертой чашки появляется легкая испарина — все дурное выходит через поры, после пятой чашки мы становимся благороднее, шестая чашка ведет нас в мир непреходящего, седьмая чашка… ах, как жаль, что больше мы не можем выпить».

В традиционном китайском чаепитии принимают участие три субъекта. Первый — это чай с его неповторимыми свойствами, второй — человек, третий участник — само чаепитие как результат взаимодействия Чая и Человека, как уникальная среда общения. Три «Ч» (чай, человек, чаепитие) вместе символизируют три базовых драгоценности Китая: землю, Небо и Человека. Сам процесс чаепития символизирует два жизненных начала: инь (женское) и янь (мужское). На деревянный поднос в произвольном порядке мастер расставляет чайные приборы. Все действия с чаем мастер производит с помощью различных чайных инструментов. Мастер насыпает в чайный сосуд (чахэ) сухой чай и передает его всем участникам церемонии, чтобы они оценили благоухание сухих чайных листьев. Согласно китайскому поверью, чай имеет свой язык — дыхание. Для того чтобы познать чай, нужно заговорить с ним путем вдыхания аромата.

Мастер после прогрева церемониальной посуды заполняет чайник сухим чайным листом, на одну треть заполняет кипятком, заворачивает в полотенце и несколько раз встряхивает. Чайные листья, теперь уже влажные и горячие, повторно преподносят гостям: чай пробудился второй раз. Затем чайные листья заваривают, дают напитку некоторое время настояться и переливают в «чашу справедливости», а из нее в «яньскую» чашку, которая накрывается «иньской». Полученный «грибок» переворачивается и стоит секунд сорок. После этого яньская чашка вынимается из иньской, в которую и переливается чай. Остается выпить волшебный напиток из иньской и еще раз вдохнуть его аромат из яньской чаши. Не правда ли, увлекательный процесс? А ведь теперь принять участие в настоящей чайной церемонии можно и в Севастополе, в баре «Золотое руно».

Впрочем, если культура востока вам не столь близка как европейская, можно попробовать и традиционное английское чаепитие. Именно из Англии, в которую чай попал как раз из Азии, к нам пришло разделение чая на сорта (или купажи). В том числе и «break-fast»ы», и «afternoon»ы». Все дело в том, что в разное время суток и под разный антураж англичане пили разный чай. Традиция пить чай и при этом вести светские беседы получила широкое распространение в ХIХ веке. В те времена полдники были ранние, а к обеду аристократы собирались только к 9 часам вечера. Так вот тогда-то и родилась идея в полдень пить чай с пирожками и бутербродами. Послеобеденный чай особенно полюбили знатные дамы: для них это был еще один повод собраться и пообщаться. Кстати, прислуживать, наливать и разносить напиток во время послеобеденного (Five o` clock) чая должна была сама хозяйка. И еще, чтобы закрыть тему английских чайных традиций. В туманном Альбионе существуют такие понятия, как «высокий» и «низкий» чаи. Первый попроще — его пьют стоя в дешевых кафе, второй получше, и его принято пить сидя в более приличных заведениях. Но где бы его ни пили, при этом всегда принято заказывать чисто английское блюдо к чаю — изобретение лорда Джона Сэндвича: бутерброд из 2(!) пластинок хлеба с фруктовой или мясной начинкой.

Что касается чаепития по-русски, то его неизменные атрибуты — это огромный самовар, большущий чайник (что подразумевает достаточное количество напитка), плюшки и баранки, красные лица, блюдца и бесконечное серпанье. Практически кустодиевская картина.

Говорят, со временем в «Золотом руне» можно будет принять участие не только в китайской чайной церемонии или в английском или русском чаепитии, но и попробовать матэ. Особую экзотику процедуре пития матэ дает использование своеобразной утвари: калебаса (кувшинчика для заваривания и пития — выдолбленной и высушенной тыквы) и бомбильи (серебряной соломинки), через которую и потягивают матэ. Впрочем, останавливаться на этом долго не будем. Лучше пейте чай так, как вам удобно: по-китайски, по-английски, по-русски…

Черные байховые чаи подразделяются на листовые (крупные), ломаные (средние), мелкие (высевки, крошка) и цветочные. Обычно ломаные сорта содержат значительную долю более молодых побегов, в то время как листовые состоят из более зрелых и жестких листьев.

Есть еще и более сложная единая международная классификация листового и ломаного чая в зависимости от рода листа.

О том, что представляет собой тот или иной чай, можно узнать из надписи на упаковке.

Листовые и ломаные чаи:

FP (Flowery Pekoe) — содержащий не слишком скрученные листья;

ОР (Orange Pekoe) — вторые листики;

Р (Рekoe) — содержащий толстые, жесткие, не слишком скрученные листья;

PS (Pekoe Souchong) — содержащий наиболее крупные части листьев.

Ломаные (средние) черные чаи:

ВОР (Вroken Оrange) — со значительной примесью листовых почек. Основной среди ломаного чая;

ВР (Вroken Рekoe) — чай, содержащий много листовых прожилок;

BPS (Broken Pekoe Souchong) — чай, содержащий наиболее крупные части листьев, свитые шариками;

PD (Pekoe Dust) — наиболее измельченный чай.

Мелкие черные чаи:

Fngs (Fannings) — высевки, порошковый чай из старых листьев;

D (Dust) — крошка, наиболее измельченный чай, применяется для пакетирования.

Цветочный чай не имеет цветочного аромата и не содержит цветков чая (они в производстве чая не используются). Это чай высшего сорта, «супер», с очень высоким содержанием типсов, обладающий очень тонким, стойким, удивительно приятным ароматом и вкусом.

Эти обозначения обычно указываются на этикетках импортных чаев.

На упаковках встречаются также буквенные обозначения характеристик качества чая:

Т (tip — кончик) — чай высшего качества, полученный из нераспустившихся листовых почек или с большим количеством их добавок;

F (flowery) — цветочный чай, содержащий молодые побеги чая;

F (fannings) — мелкий дробленый отсев листьев резаного чая или приготовленного традиционным способом, дающий крепкий, сильно окрашенный напиток;

О (orange) — из вторых листьев на ветке;

В (broken) — так называемый чай из ломаных или резаных листьев, дает крепкий настой;

G (golden) — первосортный чай с золотистым настоем;

Р (pekoe) — чай из более коротких и грубых листьев, самый дешевый из марочных чаев;

S (souchong) — чай, содержащий наиболее грубые части листьев, не очень хорошо скрученные, дает слабый настой; так же обозначаются смеси чая лучших сортов (special).

Кроме того, используются следующие обозначения:

Orthodox, или Leaf Tea — листовой чай; Blended — смеси из различных сортов; Pure — чистый, несмешанный чай.

Другие статьи этого номера