О ходе конференции мы попросили рассказать одного из ее участников, заместителя начальника главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе Юрия КУЛЬКОВА.- Юрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о целях проведения конференции и ее участниках.
— Международная конференция проходила в течение трех дней. Ее программа была очень насыщенной. Заслушано более 40 докладов по вопросам пенсионного реформирования в Украине, странах дальнего и ближнего зарубежья. Участниками конференции стали более 300 человек. Среди них специалисты из России, Венгрии, Болгарии, Польши и Турции. Ведущие отечественные специалисты в своих выступлениях обменялись мнениями о реформировании общеобязательной пенсионной системы и о введении системы негосударственного пенсионного обеспечения, а иностранные гости освещали наиболее успешные подходы к пенсионному реформированию в своих странах.
— По статистическим данным, средний размер пенсии в Украине составляет около 43% прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан. Почему сегодня сложилась такая ситуация с пенсионным обеспечением в Украине?
— Действующая украинская одноуровневая система пенсионного обеспечения, основанная на солидарности поколений, в современных условиях является неэффективной и социально несправедливой. К тому же размер трудовых пенсий практически не зависит от трудового стажа и уплаченных страховых взносов. Принятие новых законодательных актов по общеобязательному пенсионному страхованию позволит избавиться от этих недостатков.
— Что предполагает пенсионная реформа?
— Законопроект «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который находится на рассмотрении Верховной Рады Украины, предполагает введение трехуровневой пенсионной системы: первый уровень — реформированная солидарная система; второй — общеобязательная накопительная пенсионная система и третий — добровольная негосударственная система пенсионных сбережений.
— Таким образом, каждый пенсионер будет иметь тройную социальную пенсионную защиту?
— Именно так, ведь пенсия будет выплачиваться из трех источников и риски выплаты низких размеров пенсий будут распределены между уровнями пенсионной системы. Таким образом будущие пенсионеры будут застрахованы от негативных демографических тенденций и спадов в экономическом развитии страны.
— Какие мероприятия предусматриваются на первом уровне?
— Первый уровень предусматривает выплату страховых пенсий, размер которых будет дифференцирован в зависимости от размера уплаченных страховых взносов и продолжительности страхового стажа (по данным персонифицированного учета). Ограничений по максимальному размеру пенсий здесь нет.
— За счет каких средств будут выплачиваться пенсии из солидарной системы?
— Доходная часть солидарной системы будет формироваться за счет взносов всех работающих граждан страны и их работодателей. За счет этих средств и будут выплачиваться страховые пенсии.
— А как будет формироваться система общеобязательного накопительного пенсионного страхования?
— Суть второго уровня заключается в том, что часть обязательных взносов в пенсионную систему будет накапливаться в едином Накопительном фонде и учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, которые уплачивают такие взносы. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.
— И насколько они будут ощутимы для обычного пенсионера?
— Введение второго уровня пенсионного страхования позволит увеличить общий размер пенсионных выплат за счет получения инвестиционного дохода до 55 — 60 процентов средней заработной платы в Украине (на начало этого года такое соотношение составляло 37 процентов). Кроме того, система общеобязательного накопительного пенсионного страхования позволит установить прямую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника, а также усилит заинтересованность граждан в уплате пенсионных взносов.
— То есть размер будущей пенсии напрямую будет зависеть от того, сколько на твоем пенсионном накопительном счете?
— Да, это так. И меня очень радует, что уже сегодня некоторые работающие граждане, в том числе и молодые люди, интересуются, какую именно сумму их заработка работодатель указывает в отчетах в Пенсионный фонд. И зачастую их приходится разочаровывать, так как в отчетах находит свое отражение только легальная заработная плата, которая составляет, как правило, 50% фактического заработка, а значит, в будущем можно рассчитывать только на низкий размер пенсии, соответствующий получаемым ранее доходам.
— Но ведь сегодняшние пенсионеры имели и высокие заработки, и большой трудовой стаж, однако пенсию могут получать максимум 141,90 грн. Где же справедливость?
— Несправедливо. Но сегодня, как уже говорилось, действует солидарная система, то есть все средства перечисляются предприятиями в «общий котел», из которого и выплачиваются пенсии всем пенсионерам. Действуют две формулы: «Чем выше зарплата (официальная) — тем больше перечисления в Пенсионный фонд» и «Сколько поступило средств — столько и будет выплачено». Однако работодатели, выплачивая, а работники, получая половину зарплаты легально, а половину «в конвертах», исключают возможность для пенсионеров получать пенсию в 250 и больше гривен.
— Понятно. Однако далеко не все предприятия могут выдержать огромную налоговую нагрузку, поэтому и вынуждены прибегать к таким шагам.
— К незаконным шагам. «Налоговое давление» действительно очень сильное, но закон для всех един. А новое пенсионное законодательство предполагает уменьшить это давление для предприятий за счет перечисления части обязательных пенсионных взносов в Накопительный фонд, который будет осуществляться из заработка работника.
— А что будет с накопительным пенсионным личным счетом, если пенсионер в связи со смертью не успел воспользоваться накопленными средствами?
— В данном случае родственники застрахованного лица смогут унаследовать эти средства.
— Когда будет введен второй уровень системы пенсионного обеспечения?
— Введение второго уровня будет только после формирования необходимых экономических условий и создания отлаженной и эффективной системы государственного контроля и регулирования в этой сфере. Работающие граждане смогут также осуществлять контроль, ежегодно получая информацию от органов Пенсионного фонда Украины о состоянии своего накопительного пенсионного счета.
— Жесткий контроль необходим и за деятельностью негосударственных пенсионных фондов?
— Совершенно верно. Деятельность негосударственных пенсионных фондов будет регулироваться законом Украины «О негосударственных пенсионных фондах», который также находится на рассмотрении Верховной Рады Украины. И это третий уровень пенсионного обеспечения.
— В чем его суть?
— Это система предусматривает возможность формирования добровольных пенсионных накоплений в системе негосударственных пенсионных фондов. В рамках этой системы работники получат возможность при желании обеспечить себя дополнительной пенсией, для чего в течение трудовой деятельности работники и работодатели должны сформировать пенсионные сбережения, которые с целью пополнения пенсионных счетов будут инвестироваться.
— Звучит как-то не очень заманчиво. Ведь население и пенсионеры в том числе уже имеют горький опыт доверительных отношений со страховыми компаниями и некоторыми учреждениями банков.
— Конечно же, мы рискуем. Мы подвержены риску всегда: где бы мы ни жили, чтобы мы ни делали. Законопроектом «О негосударственном пенсионном обеспечении» на фонды возложены серьезные функции и ответственность за целевое использование добровольных пенсионных сбережений. Также конкретно установлены надежные направления инвестирования пенсионных денег, а со стороны государства будут установлены строгий контроль и наблюдение за системой негосударственного пенсионного страхования.
— Предусматривается ли законопроектом увеличение срока выхода на пенсию?
— Пенсии по возрасту из солидарной системы пенсионного страхования будут назначаться при достижении пенсионного возраста: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет, то есть как это предусмотрено и действующим законодательством. Однако законопроектом предусматривается стимулирование более позднего выхода на пенсию. Так, если человек достиг пенсионного возраста, но не желает выходить на пенсию, а продолжает работать и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, то при выходе на пенсию определенный размер пенсии будет дополнительно повышаться за каждый год более позднего выхода на пенсию по следующей шкале: за 1 год отсрочки выхода на пенсию размер пенсии повышается на три процента, за 5 лет — на 27,07%, а за 10 лет — на 85,32%. А в случае если человек по собственному желанию сразу отсрочил выход на пенсию на 10 лет, то с учетом дополнительного стажа работы размер пенсии будет увеличен почти на 100 процентов, или в 2 раза.
— Предполагается сделать очень много, но что сделано уже сегодня?
— Вообще-то пенсионная реформа будет продвигаться в три этапа: первый этап — 2001 — 2002 годы — реформирование солидарной системы; второй — 2003 — 2004 гг. — становление добровольной системы пенсионного обеспечения; третий — 2005 — 2009 гг. — становление обязательной накопительной системы.
То есть сегодня мы должны были перейти ко второму этапу пенсионной реформы. Но полная реализация заданий 2001 — 2002 годов оказалась невозможной. Верховная Рада Украины так и не приняла закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
— Ну что ж, нам остается лишь надеяться на скорейшее принятие законов, касающихся пенсионного обеспечения, без которых дальнейшее реформирование невозможно.