«Прямая линия» в редакции началась и закончилась благодарностями потребителей их собеседнице

На прошлой неделе в редакции газеты «Слава Севастополя» состоялась «Прямая линия» с начальником Севастопольского управления по делам защиты прав потребителей (УЗПП) Тамарой Павловной КОЛЬЦОВОЙ. За час она успела ответить на 19 звонков, советовала, как быть в той или иной ситуации, со многими жалобами пообещала разобраться позже. Многие прислали свои вопросы и предложения заранее — по электронной или обычной почте, приносили и лично. Наиболее важные моменты беседы читателей с Т.П. Кольцовой о совершенствовании защиты прав потребителей в нашем городе, особенно на рынке коммунальных услуг и торговли, мы публикуем сегодня.А началось общение севастопольцев с Тамарой Павловной с… личной ей благодарности от жительницы Гагаринского района Светланы Липай. В «Славе Севастополя» она прочитала советы Т.П. Кольцовой покупателям, как вернуть деньги за некачественный товар. «Вооружившись» газетой, наша читательница смогла получить обратно в магазине «Клуб деловых женщин» почти 80 гривен за купленные там женские и детские сапоги. Кстати, по словам Светланы, многие ее знакомые также с успехом использовали на практике информацию из напечатанных в «Славе» советов потребителям. Отметим, что практически все звонившие просили нас публиковать как можно больше конкретных рекомендаций потребителям.

Затем пошли вопросы, как говорится, наболевшие…

— Тамара Павловна, объясните, до каких пор будут взимать плату за пользование лифтом с жильцов первых этажей многоэтажек? Это же безобразие!

(3 звонка)

— Я с вами полностью согласна. В законе Украины «О защите прав потребителя» ясно сказано, что потребитель должен оплачивать только ту услугу, которую он получает. Мы уже неоднократно обращались к этой проблеме. Постановление Министерства архитектуры и градо-строительства Украины предусматривает, что с жильцов первых этажей плата за пользование лифтом НЕ СНИМАЕТСЯ. Но мы (УЗПП) обратились в Севастопольскую госадминистрацию с письмом, чтобы этот вопрос был рассмотрен на городском уровне и чтобы жильцы первых этажей за лифт не платили. Насколько я знаю, сейчас решается вопрос об оплате поездок на лифте через чип-карты. Такой эксперимент в городе проводился. И если его итоги удовлетворят все стороны — и жильцов, и «Севастопольлифт», — то, думаю, эта система будет внедрена повсеместно.

— Тамара Павловна, вас беспокоит пенсионерка, инвалид II группы Валентина Смирнова. Обратите внимание на рынок «Чайка», там нас постоянно обвешивают, а вдобавок еще и оскорбляют!

— Вы хотя бы раз обращались по этому поводу к администрации рынка?

— А я не могу ее найти.

— Но она там есть, уверяю вас. Мы потребуем от администрации, чтобы они повесили объявление, где находятся. По существу вопроса: вам следует обратиться к администрации рынка и сообщить, на каком рабочем месте вас оскорбили, обвесили или самостоятельно завысили цену. Думаю, что те люди, которые там работают, в состоянии навести порядок. Если администрация рынка не удовлетворит ваши требования, следует с письменным заявлением обратиться в наше управление. И тогда мы отправим на рынок проверку.

— И еще такой вопрос. Почему на многих рынках нет ценников на товары? (Хоть на обувь, хоть на продукты). Почему на рынках не дают чеки на обувь?

— В принятом постановлении Кабмина, утверждающем правила работы на рынках, говорится, что чеки выдаются ПО ТРЕБОВАНИЮ покупателя. Поэтому требуйте. Не дают вам чек — лучше не покупайте. Я не говорю, что должен быть кассовый чек, но мягкий чек по вашему требованию обязаны выдать. А в нем должны быть указаны наименование товара, его цена, дата продажи, гарантийный срок и должна стоять подпись материально ответственного лица.

— Здравствуйте, я заместитель председателя правления прав квартиросъемщиков Валерий Хаймин. Раньше действовало положение о тарифах на тепло. В этом году оно не утверждено. Чем руководствоваться квартиросъемщикам при оплате тепла?

— Если новое положение не утверждено, значит, еще действует старое, неотмененное. А вообще руководствуйтесь положением Кабинета министров 1497. В нем четко указано, на сколько должен понижаться коэффициент при недостаточном отоплении. И еще я рекомендую составлять акты претензий и подавать иски в суды. Давайте вместе это сделаем, надо же когда-то начинать. Ведь тепло — это товар, который нам продают, и если товар некачественный, за это надо нести кому-то ответственность.

— Добрый день, моя фамилия Нестеренко. Хотел бы обратить ваше внимание на магазин «Морской» в Камышовой. У них книга жалоб не пронумерована, не прошита, телефоны вашего управления указаны неправильно. Два месяца назад я написал жалобу, но нет никакой реакции. А ведь еще год — полтора назад там все было по-другому.

— Что ж, в ближайшее время мы проверим этот магазин. Спасибо за информацию!

— Здравствуйте, Тамара Павловна, меня зовут Ясько Жанна Борисовна, жительница проспекта Героев Сталинграда. Хотелось бы поблагодарить вас и ваших коллег за то, что в городе есть служба, готовая всегда прийти на помощь обманутому покупателю. Ведь среди них, как правило, незащищенные слои населения: пенсионеры, малоимущие, бюджет которых всегда невелик.

— Спасибо, Жанна Борисовна, за ваши теплые слова. Я обязательно передам их моим коллегам!

— Здравствуйте (фамилия неразборчива), Владимир Николаевич беспокоит вас. 11 декабря в мастерскую по ул. Большой Морской, 38, я отдал женский кошелек для замены «молнии». Заплатил 20 гривен. Мне пообещали, что работа будет сделана к 30 декабря, потом срок перенесли на 5 января, потом — на 6-е, на 8-е. Мне сказали, что мастер уволилась, а кошелек найти не могут. Совместными усилиями мы нашли его 10 января. Сейчас пытаюсь вернуть обратно деньги. Что мне делать?

— Фактически они забрали у вас эти деньги незаконно. Надеюсь, что квитанция у вас есть. Но в любом случае, чтобы это было правомочно, для начала нужно написать письменное заявление в двух экземплярах (один оставляете у себя) с требованием вернуть вам деньги. А там — по обстоятельствам. Ну чтобы хоть как-то «облегчить» ваши нравственные страдания, скажу, что эта мастерская — самая проблемная у нас в городе. Ни на кого у нас нет столько жалоб, как на эту мастерскую по ремонту кожгалантереи и кожаных изделий. Мы неоднократно штрафовали и наказывали ее работников, писали в различные инстанции и, думаю, что сейчас будем решать вопрос ее дальнейшего существования.

— Тамара Павловна, здравствуйте, с улицы Шевченко вас беспокоит Владимир Дмитриевич. Дело в том, что товары на украинском и севастопольском рынках — в основном подделка китайского или местного производства. Например, калькуляторы «Citizen», на них даже не написано, кто их производит, хотя ясно, что это китайская халтура. На коробке «японского» фена надпись «Made in Japan», открываешь — там китайский фен с двигателем от детской игрушки советского производства. Открываешь немецкий телевизор «Grundig» — там кинескоп «Samsung» и микросхемы Тайвань — Таиланд. Вот и получается, что Украина завалена халтурой, но вы-то должны сделать все это прозрачным: через прессу и ТВ объяснить что и как. И тогда тот, кто завозит или производит здесь эти подделки, перестанет это делать.

— В 18-й статье закона «О защите прав потребителей» сказано, что информация для потребителей должна быть четкой, обоснованной и своевременной. В том числе и о том, где произведено изделие. Сегодня в Украине производится продукция торговых марок «Rainford», «LG», «Samsung». И в последнее время мы применяем экономические санкции (30% стоимости партии товара) к предприятиям, на которых выявляем продукцию, не имеющую точного адреса изготовителя. Наши крупные магазины, торгующие сложной бытовой техникой, уже знают, что если нет информации о производителе, то ее необходимо указывать самим.

И еще о прозрачности. Вернусь к названной статье закона. Знаете ли вы, что на афише, сообщающей о концерте того или иного певца или группы, должно быть указано, будет ли он петь вживую или под фонограмму. Если указано, что он будет петь живьем, а на самом концерте выяснится, что звучит фонограмма, то вы вправе потребовать обратно деньги за билет. Это что касается четкой, обоснованной и своевременной информации. Естественно, что, когда вы приобретаете услуги и товар, а исчерпывающей информации, например, инструкции по эксплуатации на доступном языке, нет — это должно вас насторожить и стать поводом для возврата потраченных вами денег. Это относится ко всему: как к концертам, так и к часам-будильникам.

— Добрый день. Я купила в «21 веке» газовую плиту, но оказалось, что у нее плохо печет духовка. На плиту еще есть гарантия. Что мне делать для защиты своих прав?

— Все ясно. Согласно статье 14 закона Украины «О защите прав потребителей», в течение всего гарантийного срока вы можете потребовать от продавца либо ремонта изделия за их счет, либо расторжения договора и возврата ваших денег, либо замены изделия на качественное. Вы должны представить в этот магазин письменное заявление с вашими требованиями в двух экземплярах, на которых работники магазина должны подписаться, и если они будут вам доказывать, что духовка работает нормально, то на основании статьи 19-й потребовать проведения независимой экспертизы. После того как вы представите заявление в магазин, то в течение двух недель они должны будут вам на него ответить.

— Здравствуйте, хотелось бы поблагодарить Тамару Павловну Кольцову за помощь: помогла вернуть деньги за купленный бракованный чайник. С магазином мы никак не могли разрешить конфликт, и управление по защите прав потребителей нам очень помогло. Спасибо!

Узнать имя звонившего или название «проштрафившегося» магазина мы не успели: собеседник Тамары Кольцовой повесил трубку…

Другие статьи этого номера