Севастополю стать в один ряд с крупнейшими городами-портами вполне по силам

Поистине для людей талантливых и любящих труд не существует непреодолимых преград. В этом еще и еще раз убеждаешься, когда воочию видишь дело, созданное их руками, их умом, когда лично беседуешь с теми, кто достиг в жизни значимых успехов. Тех, о которых заговорил город. Это в полной мере относится к коллективу стивидорной компании «Авлита» и ее председателю правления В.А.ДЗЮБЕ. Об «Авлите» первые лица Севастополя отзываются как о стабильной и перспективной компании, год за годом увеличивающей в регионе рынок портовых услуг. И севастопольцы хотели бы узнать: что такое сегодня «Авлита»? На эти и на некоторые другие вопросы мы попросили ответить самого Вячеслава Алексеевича.- По направлению своей деятельности, техническому и технологическому оснащению «Авлита» полностью соответствует статусу порта. В общем, это и есть порт, который имеет все шансы занять надлежащее место в ряду наиболее развитых портов Украины.

— Если говорить о возрасте нашей стивидорной компании, то он приближается к десяти годам. В 1993-м — это участок Севастопольского Морского завода с одним причалом. Через два года — дочернее предприятие того же Морзавода, но уже с двумя причалами и портовыми кранами. На рубеж 2000-го мы вышли как общество с ограниченной ответственностью, где одним из основных акционеров выступил коллектив Севморзавода. Кстати, это уже была новая ступенька в развитии предприятия, когда оно достигло грузооборота в 800 тысяч тонн. А в конце минувшего года «Авлита» становится закрытым акционерным обществом с иностранными инвестициями, а объемы обработки грузов возросли до 1 миллиона 200 тысяч тонн.

— Несомненно, что за показателями столь последовательных изменений роста объемов производства стоит упорный труд. Ныне «Авлита» ставит к причалам суда 60 — 75-тысячники. А помните ли вы то первое судно, которое на свой страх и риск довелось обрабатывать авлитовцам?

— Наверное, ни я, ни мои коллеги не забудут тот майский день 93-го, когда к нам под греческим флагом зашло судно «Полюс». Накануне был заключен наш первый контракт на перевалку 10 тысяч тонн металлопроката. Толком не зная точной глубины у причала, не имея соответствующих площадей, технологий, подготовленных кадров, тем не менее мы взялись за его погрузку. На ходу сами придумывали какую-то технологию, делали нехитрую оснастку, установили даже кран на пневмоходу, который, кстати сказать, нигде в мире не применяется для таких работ. И все же в течение восьми дней мы загрузили этот пароход. Далее перед нами возникла следующая проблема: с оформлением документации на отход судна. Мы не знали, как это должно быть. Учились на своих ошибках, но и одновременно подбирали кадры, изучали технологию обработки и перевалки грузов. Начать дело трудно, но довести его до высот классности еще труднее.

Становление «Авлиты» происходило на глазах и при непосредственном участии рабочих, механизаторов Морзавода. Это потом привлекались докеры из портовых предприятий города, имевшие соответствующую специальность. Но их было очень мало. Учили своих. Рассчитывать приходилось только на них. В результате сформировали тот костяк компании в 30 — 40 человек, который и до сих пор составляет основной кадровый потенциал «Авлиты».

— Вы не могли бы назвать некоторых из тех, с кем пришлось начинать и, как говорится, делить «горечь неудач и радость успехов»?

— Да, я с удовольствием назову этих людей, которые не испугались ни трудностей, ни проблем, поверив в начатое дело. Это Александр Голубев, первый человек, который пришел в создаваемое предприятие. Его рабочий день и сейчас составляет 14 — 15 часов в сутки, несмотря на то, что он является заместителем председателя правления.

Александр Макаренко, который пришел из литейного цеха, освоил специальность докера, стал стивидором-руководителем. Сейчас продолжает учебу в высшем учебном заведении.

Добрых слов заслуживает деятельность нашего первого бухгалтера Людмилы Прокофьевой. В дни, когда предприятие только становилось на ноги, она сделала много, да и сейчас с нами, хотя и на другой должности. Также с начала основания «Авлиты» работает на предприятии Игорь Никифоров. Он руководит погрузочным районом, много сил, энергии и знаний отдает общему делу.

Всего же в стивидорной компании «Авлита» работают около 450 человек, причем 300 — в штате, остальные — по трудовым договорам. В перспективе все они станут полноправными членами нашего коллектива. Для этого мы их учим, подбираем специалистов и делаем это за счет компании.

— Вячеслав Алексеевич, расскажите, как шел процесс наращивания мощностей предприятия, развивалось производство и совершенствовалось портовое хозяйство?

— Напомню, что начинали мы свою деятельность в составе Севастопольского Морского завода. Я всегда подчеркиваю, что инициатором создания нашего предприятия был Анатолий Александрович Череватый, в то время занимавший должность генерального директора завода, а сейчас он — президент и председатель правления общества с ограниченной ответственностью «Севастопольский Морской завод».

А начинали мы с того, что первые заработанные деньги не проели, не выплатили даже зарплату, а с разрешения акционеров потратили их на техническое обеспечение. Сейчас все мы понимаем, что поступили правильно, хотя на 3 — 4 месяца пришлось, как говорят, «затянуть ремни потуже».

Первое, что вынуждены были сделать, провести капитальный ремонт подъездной железной дороги. Даже на первых порах обойтись без ее реконструкции было невозможно — это одно из основных условий функционирования компании, которая начала перевалку грузов. Затем приобрели погрузчики английского производства «Haister». На их покупку нам пришлось еще собирать деньги.

Учитывая, что денег катастрофически не хватало, а портовые перегрузочные краны нужны были позарез, решили приобрести бывшие в употреблении. Не по миллиону долларов, как стоят они, новые, а гораздо дешевле. Собственными силами отремонтировали их и таким образом укрепили свою техническую базу. Со временем создали даже крановое хозяйство, руководит которым опытный специалист Юрий Панченко.

Если проследить, как пополнялся наш парк крановой техники, то сначала мы располагали лишь двумя кранами, затем приобрели еще два, а ныне на первом и втором погрузочных районах имеем уже 11 кранов. Конечно же, приобретали мы их по мере роста объемов производства и, как следствие, по мере возрастания финансовых возможностей предприятия.

Отмечу, что только благодаря эффективной работе всех структурных подразделений нашей стивидорной компании мы смогли улучшить свои производственные показатели.

— Это сказалось на результатах работы «Авлиты» в минувшем 2002 году?

— Да. К концу 2002-го мы вышли на свой очередной рубеж, к которому стремились, в 1 млн 200 тысяч тонн грузооборота. Работали и 31 декабря, и 1 января, сделав небольшой перерыв для встречи Нового года. И рассчитывали достичь этого значимого результата. Авлитовцы поверили в свои силы, и им поверил инвестор, который всю получаемую прибыль вкладывает в развитие предприятия. Это для нас очень важно. Ведь он является одним из крупнейших экспортеров металлопродукции из Украины на мировой рынок. Наше сотрудничество имеет хорошую перспективу, а Севастополь — возможность для развития в этом направлении.

— Значит, вы считаете, что будущее Севастополя именно в развитии портов и международного туризма?

— Чтобы более емко ответить на этот вопрос, давайте попробуем проанализировать некоторые факты и тенденции. Почему произошло падение уровня жизни населения в период переориентации предприятий на выпуск новых видов продукции?

В то время многие руководители не смогли правильно оценить ситуацию и принять верные решения. Я не буду говорить о других крупных заводах, ориентированных на «оборонку», но подчеркну, что руководство Севморзавода вовремя сориентировалось в тех сложных условиях, сохранив производственный потенциал своего предприятия. Конечно, из той ситуации мало кто вышел без потерь, и мы немного растеряли кадры. Но тем не менее курс некогда гиганта судоремонта и судостроения союзного значения на реорганизацию был верным. Это дало возможность выделенным предприятиям самим решать, как им выжить, то есть как и какие направления производства развивать. И от этого завод в целом выиграл — он не потерял и не уменьшил своих возможностей по ремонту судов. Более того, если раньше Морзавод ремонтировал в основном военные корабли, то сейчас расширил диапазон услуг и успешно справляется с ремонтом многих типов судов.

От портовой деятельности, от работы таких предприятий, как наше, и других городская казна только пополняется, что дает возможность городу развиваться и приумножать свое достояние.

Вы спрашиваете, в чем приоритетное развитие Севастополя — в туризме или портовой деятельности? Я отвечу так: это две равнозначные ветви одного направления. Ведь портовые города с развитой инфраструктурой, в которые заходят иностранные суда, способствуют развитию туризма. Экипажи этих судов в свободное от работы время совершают те же экскурсии, что и туристы, специально приезжающие в наш город. Конечно, Севастополь интересен своей историей и памятниками, но он также привлекателен и своими портами. Это — своеобразная достопримечательность, без которой Севастопольская бухта немыслима. В общем, Севастополь — город-порт, город-турист, город дружественных военных флотов двух государств — это единое целое, и этим он уникален.

Севастополю стать крупным городом-портом вполне по силам. Надо лишь использовать потенциал морского рыбного порта до объемов товарооборота в 2 — 3 миллиона тонн в год, нашего предприятия «Авлита» с возможностью грузооборота также в 2 — 3 миллиона тонн, Севастопольского морского торгового порта — с неменьшими объемами. И в целом получается, что 6 — 8 миллионов тонн грузов могут пропускать порты нашего города! При таких объемах Севастополь станет в один ряд с Одессой, Николаевом, Мариуполем. В общем, портовую и туристическую инфраструктуры нужно развивать параллельно, дополняя одним другое.

— Вячеслав Алексеевич, не могу не затронуть тему, что на устах многих севастопольцев: о вашей помощи творческим и спортивным коллективам города, пенсионерам и детям-инвалидам. Это потребность души или что-то иное?

— Это и чисто человеческая потребность делать добро людям, и, конечно, возможности нашего предприятия вести широкую благотворительную деятельность. Например, наше участие в поддержке севастопольского футбола — давняя моя мечта. В юношестве сам занимался этим видом спорта, и мне обидно, что такой город, как Севастополь, не представлен своей командой в высшей лиге. Мы собираемся создать свою футбольную команду, которая будет носить одноименное с нашим предприятием название «Авлита».

Помогаем мы обществу «Милосердие», многим творческим и танцевальным коллективам города. Всегда помним о пенсионерах нашего Нахимовского района. У людей должен быть праздник, и если мы сможем доставить минуты радости тому же ребенку-инвалиду или больному — уже хорошо. Я считаю, что это благое дело — заниматься благотворительностью. От этого жизнь становится хоть немного, но лучше, а люди — добрее. Главное — всегда поступать по-человечески!

— Спасибо!

Другие статьи этого номера