Все в этой музыке…

Начинать рассказывать об этой женщине можно было бы так: «Всю жизнь она посвятила музыке…» Но что значит посвятила? Она жила ею. С раннего детства и по сей день. Пятьдесят пять лет назад Валерия Ефимовна Романенко, ныне заслуженный деятель искусств АРК, переступила порог первой музыкальной школы им.Римского-Корсакова. Коллеги о ней отзываются как об уникальном педагоге.- В детстве я была большая говоруха, — с улыбкой вспоминает Валерия Ефимовна.

Однажды на милого и непосредственного ребенка обратил внимание Корней Чуковский. Любимый детский писатель, тогда еще будущая знаменитость, проходил обследование в Институте физических методов лечения им.Сеченова. Там работала мама Валерии Ефимовны и, естественно, частенько появлялась дочь. Маленькая Валерия очень любила «беседовать» со взрослыми. И эти беседы, вернувшись в Москву, Корней Чуковский не забыл. Он бандеролью выслал севастопольской девочке свои книги с теплыми пожеланиями и напутствиями.

Была в Институте физических методов лечения им.Сеченова (а ныне в этом здании расположился Дворец детства и юности) еще одна интересная встреча. Столичный музыкант, фамилия которого, к сожалению, не запомнилась, услышав, как Валерия играет на рояле, имел серьезный разговор с родителями. Наверное, тогда и прозвучало впервые слово «талант».

— В Москве при консерватории есть группа для одаренных детей (ставшая вскоре Центральной музыкальной школой. — Авт.) — сказал он. — Валерии надо обязательно учиться.

Это был 1936 год. А в 1937-м они решились. Мама повезла дочь в Москву. Отбор проводил сам А.Б.Гольденвейзер — директор Московской консерватории. Это была известнейшая личность. Когда-то он играл для самого Льва Толстого! Конкурс был огромный, Валерия прошла.

Родители решили содействовать дочери во всем. Мама осталась временно жить в Москве, а папа по-прежнему работал в Севастополе. Не мог же он бросить театр им.Луначарского, директором которого являлся.

— Мой отец был очень интересным человеком, — вспоминает Валерия Ефимовна. — Выходец из среды заводских рабочих, участник гражданской войны. Театр любил безмерно. Сначала был актером и режиссером любительских спектаклей, учился в театральной студии у П.А.Полевого…

На должности директора театра им.Луначарского Ефим Романенко проработал 18 лет.

Ей шел семнадцатый, когда началась война. 19 июня 1941 года Валерия приехала в Севастополь на каникулы. Город утопал в тополином пуху, было как всегда в июне еще не очень жарко. Хотелось на солнце, на пляж, на море…Вместо этого пришлось срочно собрать чемодан и эвакуироваться: поезда, железнодорожные станции, на лицах у людей тревога. Московская музыкальная школа выехала в Пензу. Вскоре в этот город приехала и Валерия с мамой.

— Нам выделили в одном из старинных художественных учебных заведений весь первый этаж. Родители учеников занимали большую комнату, метров восемьдесят. В ней разместили кровати, тумбочки, а в центре поставили фортепьяно. Так продолжалось наше обучение. С утра до вечера звучала музыка.

Непросто представить эту картину. Война, «похоронки», враг занял уже полстраны. А тут — Бетховен, Глинка в течение всего дня. Белый и черный цвет клавиш стал цветом будней. Черный — тоска по нормальной жизни. Белый — неистребимая вера в победу.

После окончания Московской консерватории Валерия Ефимовна вернулась в родной город. По ее личному признанию, в Севастополь всегда тянуло. Здесь когда-то родился отец, и здесь родились и выросли двое ее сыновей. И всегда рядом была любимая музыка, ставшая в жизни гораздо большим, чем просто профессией. Из 65 лет существования первой музыкальной школы 55 лет в ней проработала В.Е.Романенко, воспитав целую плеяду талантливых учеников.

Многие ее ученики давно выросли. Но до сих пор Валерия Ефимовна хранит как память обычную тетрадочку, куда помимо прочих записано имя Димы Гришина — первого воспитанника. В целом за педагогическую деятельность у В.Е. Романенко обучались музыке более семидесяти человек. Сорок из них продолжили музыкальное образование, а 10 бывших учеников, став музыкальными педагогами, в настоящее время успешно работают в нашем городе.

Лауреатом многих международных конкурсов была Мария Ким (в настоящий момент она продолжает музыкальное образование в Германии), поступила в академию музыки в Израиле Мария Савельева — лауреат Международного конкурса в Чехии. Призерами конкурса «Юный виртуоз Крыма» стали Ю.Орленко, Н.Дикова, А.Филиппенко — они же были участниками программы «Новые имена Крыма». Но никогда бы эти ребята не достигли такого мастерства, не будь у них столь талантливого учителя. Их победы и конкурсы — это и ее победы.

Валерия Ефимовна прослыла не только незаурядным педагогом. Много лет она была концертмейстером оркестра скрипачей. Об ее уровне на этом направлении творческой деятельности свидетельствует такой факт. Однажды в Крым приезжала с концертной программой сборная группа артистов, музыкантов, певцов из Большого и Малого театров. В последнюю минуту в поездку не пустили заслуженную пианистку, якобы что-то не понравилось в ее анкете. Встал вопрос о срыве концерта. Но тут кто-то сослался на В.Е.Романенко из Севастополя.

— У меня была лишь одна репетиция, — вспоминает Валерия Ефимовна. — А потом мы дали 21 концерт.

А вот разговора о трудных периодах жизни, которые безусловно, как у любого человека, были, и о насущных проблемах с Валерией Ефимовной как-то не получилось. Всему задавали тон теплые, живые глаза, легкий, приятный смех, мягкость движений. Почему-то подумалось: у этой женщины не может быть возраста. Как его не может быть у настоящей, серьезной музыки.

Другие статьи этого номера