Играть в «рулетку» с государством невыгодно вдвойне. Спецоперации продолжаются

5 февраля 1996 года Указом Президента Украины в составе налоговой службы было создано управление налоговой милиции. Руководитель важнейшего подразделения налоговой службы Владимир Михайлович ЛЮБЧЕНКО, генерал-майор милиции, автор этой публикации, в правоохранительных органах работает с 1973 года.Правонарушения в экономической сфере — особая категория преступлений, они не связаны с насилием над личностью, но вред приносят значительно больший. Деньги воруются у государства, а значит, у его граждан: учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров, детей — самых незащищенных в социальном плане слоев общества. В укреплении законности и экономического правопорядка — необходимость нашей службы, а ее социальную значимость мы доказали конкретными делами. Уже в первый год организации и становления системы в казну поступило свыше 3 миллионов гривен, был возбужден ряд громких дел. К нам тогда пришли лучшие кадры из УМВД, сделав осознанный выбор в пользу новой структуры, и сразу включились в работу. Иногда приходится слышать: «сманиваете кадры». Да, наша служба престижна, однако новичка ждет много ответственной работы, причем не «на стуле, от звонка до звонка». Когда говорят про «ненормированный день» — это про наши будни. У оперативного сотрудника почти нет выходных: остаток субботы провел в ночном рейде, в воскресенье вышел на дежурство, в понедельник, во вторник был занят оперативной работой, затем анализировал поступившие документы, собирал информацию, работал с делами и уехал в командировку по срочному заданию — так выглядит обычная неделя.

Бывают дни, когда надо сделать до двух десятков звонков, встретиться и поговорить со множеством людей, посетить несколько офисов, разбросанных в разных районах города. Жесткий отбор в нашу службу оправдан ее спецификой. Сотрудник налоговой милиции обязан иметь крепкое физическое здоровье, стальные нервы, быть корректным, порядочным, неподкупным и морально опрятным. Эти требования не смущают наших новобранцев — конкурс на службу в налоговую милицию в прошлом году выдержали 20 молодых специалистов.

Высокие требования и напряженный ритм работы выдерживает не каждый, происходит, так сказать, естественный отбор: слабые уходят. Зато остаются лучшие, которых в обиду, в случае провокации со стороны противоправных элементов, мы не дадим, потому что ценим свои кадры. Для их защиты в нашей структуре есть специальный отдел по борьбе с коррупцией и безопасности в органах государственной налоговой службы ГНА в г.Севастополе. Это подразделение выполняет двоякую функцию: с одной стороны, так мы боремся за чистоту собственных рядов, с другой — защищаем от посягательств на жизнь, здоровье, честь работников налоговой службы. С этого года организована круглосуточная работа телефона доверия. Обо всех фактах злоупотреблений, коррупционных и других неправомерных действиях со стороны работников налоговой службы вы можете сообщить, позвонив по номеру 55-76-17, конфиденциальность будет соблюдена.

За шесть лет система окрепла, сотрудники набрались опыта. Появилась современная компьютерная техника, создана одна из самых полных и достоверных информационных баз, налажены прочные связи со «смежниками» — таможней, службами по борьбе с экономическими преступлениями УМВД, контрольно-ревизионным управлением, службой безопасности. В выявлении преступлений, сборе доказательной базы, проведении совместных оперативных мероприятий помощь наших партнеров очень эффективна. Поймать преступника на «горячем» — полдела, довести до логического завершения, приговора суда — вторая половина. Однако конечная цель нашей работы не в том, чтобы посадить преступника за решетку, гораздо важнее заставить его вернуть украденные у общества средства и предотвратить дальнейшие посягательства на государственное добро. Нам все чаще это удается.

Эффективность работы управления налоговой милиции по сравнению с 1997 годом выросла в 33,5 раза. В подтверждение приведу следующие цифры. В 1997 году было возбуждено 51 уголовное дело с общим ущербом 1 миллион гривен, в 2002 году по материалам УНМ — 43 уголовных дела, однако сумма ущерба составила 33,5 миллиона гривен. Убедительная статистика, не так ли? Все чаще применяется ч. 3 статьи 212 УК «за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах». Так из 48 прошлогодних дел 40 возбуждены по этой, самой «тяжелой», статье Уголовного кодекса, при этом 3 уголовных дела — с ущербом свыше 1 миллиона гривен. В прошлом году было возвращено казне 3 миллиона гривен, наложен арест на имущество почти на 2 миллиона гривен. По окончании судебных процессов эти деньги также поступят в бюджет. Наше правосудие неспешно, в стадии судебного рассмотрения еще 45 дел, но рано или поздно и за эти экономические правонарушения преступники будут наказаны, а ущерб погашен.

Налоговая структура сегодня действенна и жизнеспособна, но ведь и нарушитель «матереет». Порой преступная схема проста и незатейлива — для ее разбирательства нужна пара недель, на расследование же иной теневой «композиции» уходят многие месяцы. Раскрытие некоторых дел становится делом чести и принципа. Недавно закончено резонансное дело в отношении предприятия города, должностные лица которого пытались незаконно получить из бюджета 16 миллионов гривен, которые якобы задолжало государство в виде возврата налога на добавленную стоимость. Мы смогли доказать незаконность всех сделок. Грубые нарушения налогового законодательства, которые были выявлены во время документальной проверки, привели к доначислению налога на прибыль в размере 24 миллионов гривен.

Это было не единственное дело такого масштаба. Идут следственные мероприятия еще по трем таким процессам. Всего в прошлом году предотвращено 17 фактов незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. Каждый факт попытки получить возмещение из бюджета в крупном размере ставится на особый контроль.

Сегодня нам мало констатации факта того, что был «задержан грузовик с подпольной водкой». Мы должны знать, откуда он прибыл, кто его отправил, куда направлялся, и остановить тех, кто еще желает бродить по «теневым» путям-тропинкам. Прекращена деятельность 12 подпольных цехов по изготовлению «левого» алкоголя, 13 организаторов подпольных винокурен привлекли к уголовной ответственности. Так, в сентябре 2002 года приговором Нахимовского районного суда был за совершение преступления, предусмотренного ч.2.ст 204 УК (организация подпольных цехов по изготовлению фальсифицированного алкоголя) был привлечен к ответственности М.К.Мельник. Его виновность была доказана. Суд счел возможным применить к нему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с

Другие статьи этого номера