Неоваххабизм — религия террористов?

После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне мир уже не останется прежним. На смену ужасу и боли, страданию и растерянности пришла ясность — не только в понимании того, кто и как совершил преступление, но и того, как вообще нашлись люди, которые совершили это преступление против человечества.

Объяснять действия исполнителей терактов только материальными соображениями (мол, их родственникам обещали большие деньги) наивно. Нужна была также мощнейшая и единая для разных людей внутренняя мотивация, которая не могла возникнуть совершенно спонтанно у двух десятков разных людей, которые непосредственно участвовали в терактах, и у тех, кто принимал участие в их подготовке. Подобной мотивировкой может быть религиозная идея, предполагающая Высший авторитет, который предписывает или оправдывает планируемый и подготавливаемый акт и сулит посмертную награду за совершенное деяние, трактуемое как исполнение религиозного долга. Нет ничего странного в том, что уже первые предположения относительно того, кто мог совершить эти теракты, стали концентрироваться вокруг исламских экстремистов.

Неоднократно в СМИ говорилось о том, что теракт с использованием самолета с пассажирами — давняя мечта исламских экстремистов. Так, в 1994 г. во Франции члены одной из исламских террористических организаций, захватившие самолет в Алжире, предприняли попытку направить его на какой-нибудь объект в Париже. Однако она была пресечена французскими спецслужбами.

Уже всему миру доподлинно известно, что террористические акты и во Франции, и в России, и в Нью-Йорке, не говоря уже о массе других, совершили ваххабиты.

Что же это за учение такое — ваххабизм? Ответить на этот вопрос без религиоведческих и историковедческих отступлений невозможно. Тем более что ваххабитская экспансия осуществляется под хорошим пропагандистским прикрытием — от утверждений о том, что ваххабизма как такового не существует (это, мол, всего лишь некий «фантом»), до заявлений о том, что ваххабизм — это и есть ислам.

Чаще всего слово «ваххабизм» употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом, однако это в корне неверно. Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII в. религиозным аравийским реформатором Мухаммадом ибн-Абд-аль-Ваххабом, ставшее в последующем и остающееся до настоящего времени официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия.

В истории развития ваххабизма существует один парадокс, связанный с тем, что ваххабиты не хотят называться «ваххабитами». Кроме того, они стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире. Самая главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда автоматически будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, — в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками, то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Поэтому ваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, «последователями благодетельных предков» (салафийюн).

Совершая экскурс в историю возникновения ваххабизма, было бы неправильно обойти вниманием личность отца-основателя этого религиозно-политического движения Мухаммада ибн-Абд-аль-Ваххаба. Родился он в 1703/1704 году в местечке Уйан в Центральной Аравии. Как свидетельствуют современники Ибн-Абд-аль-Ваххаба, его отец и родной брат Сулейман были известными богословами. С раннего детства Ибн-Абд-аль-Ваххаб отличался незаурядными способностями, сочетавшимися, по словам его близких родственников, с интеллектуальной спесью и гордыней. В юности Мухаммад ибн-Абд-аль-Ваххаб изучал ислам в Медине. Уже в те годы он высказывал сомнения относительно некоторых положений мусульманского вероучения, чем вынудил своих учителей предупредить окружающих о заблуждениях с его стороны.

Путешествия по мусульманскому миру и занятия религиозными науками оказали определенное воздействие на мировоззрение Мухаммада ибн-Абд-аль-Ваххаба. По возвращении на родину Мухаммад начинает свой «призыв», который он именует не иначе как «очищение ислама».

Его современник муфтий Мекки и глава ученых-богословов суннитской общины Хиджаза (область в Аравии) Ахмед ибн Зейни Дахлян так оценил деятельность Ибн-Абд-аль-Ваххаб: «Своей идеологией он ввел в заблуждение множество несведущих в религии людей. Он отклонился от пути праведных имамов, обвинял в неверии всех мусульман своего времени. По его мнению, мусульмане, жившие на протяжении 600 лет до него, были язычниками и только он возобновил ислам». Помимо Ибн-Зейни Дахляна проповедь юного «богослова» осудили все авторитетные знатоки шариата Хиджаза и в целом всей Османской империи.

Проповедь ваххабизма встретила определенную поддержку. И тому есть несколько причин:

1. Религиозное невежество. У многих бедуинских племен, среди которых Ибн-Абд-аль-Ваххаб начал свою проповедь, опираясь на возрождение древнейших военных традиций и связанного с ними «воинского кодекса чести», бытовали языческие культы. Они не были достаточно просвещены в вопросах ислама. Бедуины последовали его призыву, став участниками всех междоусобиц на стороне отдельных политических сил. Базируясь на логике доисламских отношений между бедуинскими племенами (опыт ведения междоусобных войн сформировал особую этику свободолюбивых и непокорных бедуинских племен, мало приемлемую в централизованном государстве), он объявил, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества.

2. Поддержка со стороны ряда шейхов племен Неджда (область в Аравии), в частности представителей правящего рода ад-Дарии ас-Сауд (ныне находящаяся у власти государства Саудовская Аравия династия). Его учение стало знаменем в борьбе рода ас-Сауд за объединение Аравии под их властью и отделение от Османской империи. Позднее официальной идеологией первого государства саудитов был объявлен именно ваххабизм.

3. Помощь со стороны Британской империи, надеявшейся с помощью распространения смуты ослабить Османскую империю.

Похожую политику Лондон проводил в Индии, где также не без британской поддержки возникли близкие к ваххабитам течения: «Джамаат уль-Исламийа» и «Таблиг-джамаат». Достаточно упомянуть, что первая несколько лет назад выдала Усаме бен Ладену фетву, оправдывающую его террористическую деятельность, а фактическим продолжением второй стали талибы в Афганистане.

Существует огромное множество документальных свидетельств о кровавой истории ваххабизма. Наиболее авторитетной в этой связи представляется книга муфтия Мекки Ахмеда ибн-Зейни Дахлян. Он пишет, что политическая история ваххабизма началась с борьбы на ослабление централизованного государства. Ваххабиты пошли в наступление, и первой жертвой их натиска и оккупации стал Йемен. Мусульманское население захваченных территорий подвергалось насильственному обращению в ваххабизм. Подрывалась гуманная основа ислама — веротерпимость и ненасильственный призыв к единобожию.

Затем ваххабиты начали активную миссионерскую деятельность среди племен, населявших территории вокруг Мекки и Медины. В эти города отправлялись эмиссары ваххабизма с тем, чтобы любой ценой добиться поддержки мусульманских авторитетных ученых, что было необходимо для осуществления ими своих политических планов.

Исторически Мекка и Медина теснейшим образом связаны с деяниями и именем пророка Мухаммада. Распространение влияния среди населения Мекки и Медины давало ваххабитам прежде всего идеологическую поддержку во всем мусульманском мире. Реакцией мусульманского общества на деятельность ваххабитов в Мекке и Медине явилось судебное определение, в котором было сказано, что людей, разделяющих взгляды ваххабитов, как и их самих, следует считать вероотступниками, а находящиеся в городе ваххабитские эмиссары должны быть взяты под стражу.

Всем выходцам из области Ад-Дария, правители которой поддерживали идеологов ваххабизма, было запрещено совершать хадж (паломничество к святыням ислама) и въезжать в Мекку. Одной из причин запрета ваххабитам совершать хадж стали их попытки использовать паломничество в миссионерских целях.

В результате в 1785 году ваххабиты напали на племена, находившиеся под юрисдикцией Мекки. Ваххабиты осадили город Ат-Тоиф, а затем, войдя в него, вырезали почти все его население. Город лежал в руинах, был полностью разграблен, религиозные книги сожжены.

Правитель Мекки шариф Голиб ибн-Мусаида хотел любой ценой избежать кровопролития в священном городе мусульман и впустил последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба в Мекку. Незадолго до захвата города ваххабитами он даже заключил с ними соглашение о ненападении, которое было подписано 8 муххарама 1789 года.

В 1800 году ваххабиты блокировали Мекку и перекрыли все подступы к городу. Блокада стала жестоким испытанием для мекканцев. В городе свирепствовал голод. Глядя на страдания мекканцев, шариф Голиб принял решение заключить с ваххабитами договор о мире. В том же году они сумели захватить Медину. Первым их деянием стало разграбление святой комнаты, где находилась могила пророка Мухаммада. Власть ваххабитов над священными городами продолжалась семь лет.

За это время они разграбили все украшения Каабы и накрыли ее черной мешковиной, разрушили купола над могилами. Они запрещали повторять хвалу пророку (салаваты) после азана (призыва на молитву), считая это отступлением от ислама. Ибн-Абд-аль-Ваххаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу пророку.

Ваххабиты срубили дерево, под которым первые сподвижники давали клятву пророку Мухаммаду, и разрушили могилу его жены Хадиджы под предлогом того, что мусульмане поклоняются этому. Они вводили новые, неслыханные в мусульманском мире традиции: бритье головы не только мужчинами, но и женщинами. По преданию, в ответ на это одна женщина потребовала от ваххабитов сбрить бороды. Ибн-Абд-аль-Ваххаб не смог найти ответа и оставил женщин в покое.

Ваххабиты снимали для своих последователей многие запреты ислама, в частности возможность отношений мужчины и женщины только в рамках брака. Действуя в таком духе, последователи новоявленного «обновителя» ислама не могли не вызвать протест со стороны жителей оккупированных городов.

О трагедиях и горе, принесенных ваххабитами мусульманам, написано немало книг исламских ученых. Среди них крупнейший татарский богослов XIX века Зейнулла Шарифи, который так охарактеризовал ваххабизм: «Эти взгляды давно опровергнуты и основаны на крайней нетерпимости, фанатизме».

Однако вплоть до настоящего времени ваххабизм остается главным учением в Саудовской Аравии. После повторного завоевания Нежда, произошедшего в 1905 г., Абдулазис провозгласил себя не только королем, но также и имамом ваххабитов. Некоторые склонны видеть в короле Фейсале воплощение ваххабитских добродетелей. Шариат является частью конституции страны. «Исламский закон есть и останется нашим знаменем, источником нашего вдохновения и нашей целью», — провозгласил король Халед, восходя на трон в 1975 г.

Наличие на территории Саудовской Аравии двух святых мест ислама — Мекки и Медины — обеспечивает ей международное признание как представителю мусульманского сообщества. С целью закрепления этого преимущества король Фахд в октябре 1986 г. обратился с просьбой о получении звания «служитель святых мест», а также выступить в качестве защитника верующих во всем мире. В действительности же династия Саудов, не имея возможности навязать ваххабизм абсолютного меньшинства всем мусульманам, намерена поместить его не только в географическом, но также и в теологическом центре исламской сферы влияния в качестве символа религиозного единства мусульман.

За 300 лет своего развития ваххабизм под влиянием его же последователей неоднократно трансформировался. Так, ваххабизм, такой, как мы его сейчас видим, или неоваххабизм, возник в 80-х годах прошлого столетия в Саудовской Аравии. Проповедники неоваххабизма считают основной своей задачей объединение мусульман всего мира в единый исламский халифат, противореча тем самым самому Ибн-Абд-аль-Ваххабу, который никогда не стремился к мировому господству. Порочная практика ваххабитов трактовать Коран так, как им выгодно, привела к тому, что само учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба во многом претерпело изменения.

Анализируя историческую проблему и историческое значение неоваххабизма, необходимо обратить внимание на то, что это движение коренным образом противоречит исламу и именно с ним оно вступило, в первую очередь, в конфронтацию.

(Продолжение темы в ближайших номерах).

Другие статьи этого номера