Жилищное хозяйство на пороге реформирования

Эта проблема давно выросла до масштабов общегосударственной. О ней, к сожалению, очень много говорили, но практически ничего в этом направлении не делали. Причина в чрезмерной политизации законодательных органов как Украины, так и Севастополя. «С 1999 года мы фактически топчемся на месте, — так охарактеризовал ситуацию заместитель председателя городской государственной администрации Сергей Заец. — Итог весьма неутешителен. Средний возраст домов коммунальной собственности — 40 лет. Их техническое состояние в основном неудовлетворительное. По срокам эксплуатации и техническому состоянию большая часть жилого фонда города требует капитального ремонта. 146 домов подлежат сносу с отселением жильцов».

В жилищном хозяйстве города функционирует 21 предприятие. Фактически они работают за счет ресурсных возможностей, накопленных до начала 90-х годов.

Отсутствие инвестиций в отрасль и оборотных средств предприятий привело к значительному ухудшению технического состояния основных фондов, повышению аварийности объектов жилищного хозяйства, нерациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов. Все это крайне негативно сказывается и на уровне жилищно-коммунальных услуг.

Суммы, необходимые для капитального ремонта жилого фонда города, из года в год растут как на дрожжах. А реальное финансирование наоборот сокращается. В 2001 году при потребности в 17,8 миллиона гривен выделено всего 4,4 миллиона. В 2002 году при потребности в 9,1 миллиона гривен реальное финансирование составило 3,6 миллиона гривен. При нынешнем положении вещей на 2003 — 2005 годы на капитальный ремонт городского жилого фонда потребуется уже более 90 миллионов гривен — треть городского бюджета.

Если не принять экстренные меры, то в недалеком будущем вся экономика города будет работать на обеспечение лишь одной отрасли городского хозяйства.

Сложившаяся система предоставления жилищных услуг является неэффективной. Ее содержание в нынешнем виде непосильно ни для потребителей жилищных услуг, ни для бюджетной системы. Планировалось, что в течение короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищной сферы, 100-процентному возмещению населением затрат жилищных организаций по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда. Однако социально-экономическая ситуация не позволила осуществить переход к полному покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств населения. Социальная зависимость предприятий жилищного хозяйства, неудовлетворительное финансовое состояние вследствие несоответствия уровня доходов населения стоимости произведенных коммунальных услуг, неурегулированная система возмещения льгот обуславливает невозможность качественного предоставления услуг.

Монополизм жилищных предприятий, неурегулированность правовых механизмов ответственности за количество и качество предоставленных жилищных услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в жилищной отрасли. Для его решения и требуется выполнение задач, определенных программой реформирования жилищного хозяйства города Севастополя. Она разработана с целью повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, существенного улучшения качества жилищных услуг и трансформации сознания населения от психологии потребителя до психологии хозяина своего жилья.

Краеугольным камнем проекта программы является демонополизация рынка жилищно-коммунальных услуг. Для создания конкурентной среды программой предусмотрено формирование сети новых коммунальных предприятий, альтернативных существующим рэпам.

То есть на рынке жилищно-коммунальных услуг, по мнению главы исполнительной власти города Л. Жунько, должны присутствовать предприятия всех форм собственности. Чрезвычайно важным является и правовое становление заказчиков этих услуг.

Речь идет о создании и регистрации как юридических лиц различных форм объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Проектом предусмотрена возможность получения ОСМД дотаций из местного бюджета на первый после его создания капитальный ремонт в зависимости от степени износа жилищного фонда. А также предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов. Организация ОСМД в процессе строительства и приема-передачи ведомственного жилья в коммунальную собственность должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления. Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов ОСМД может позволить привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.

Сегодня в городе зарегистрировано 18 кондоминиумов. Еще 50 находятся в стадии регистрации. Заслуживает внимания и опыт кооперативных домов, жильцы которых за счет квартплаты содержат свой жилой фонд в гораздо лучшем состоянии, чем рэпы.

Коллегия городской государственной администрации одобрила проект программы. Она будет передана на сессию городского совета на утверждение.

Другие статьи этого номера