У регистрационной службы — юбилей

10 февраля 1993 года Министерством юстиции Украины был зарегистрирован первый нормативно-правовой акт. Это событие явилось еще одним шагом Украины в сторону гражданского общества и правового государства.Полномочия по регистрации нормативно-правовых актов были возложены на Министерство юстиции Украины и его структурные подразделения Указом Президента Украины от 3 октября 1992 года «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти», в котором Президент определял, что с 1 января 1993 года все акты, издаваемые министерствами, иными органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

С принятием Конституции Украины обязательность регистрации закрепилась в Основном Законе страны. Так, ст. 117 определяет, что нормативно-правовые акты Кабинета министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в установленном законом порядке.

Что же подразумевается под понятием «государственная регистрация нормативно-правовых актов»? Это не просто проставление регистрирующего штампа на документ. За этим конечным действием стоит большая работа, в которой участвуют сами авторы правового акта, юристы, экономисты и специалисты управления юстиции.

Государственной регистрации подлежат акты, затрагивающие права и свободы граждан или имеющие межведомственный характер. Это акты, содержащие правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неопределенный круг лиц, предприятий, учреждений, организаций и неоднократное применение, независимо от срока их действия (постоянные или ограниченные определенным временем) и характера сведений, что в них содержатся, в том числе с грифами «Для служебного пользования», «Не для печати», «Секретно» и другими, а также принятые в порядке эксперимента. Не входят в это число акты персонального, оперативно-распорядительного, нормативно-технического характера, акты, действие которых исчерпывается одноразовым применением, кроме актов об утверждении положений, инструкций и других, содержащих правовые нормы, а также которыми доводятся до сведения предприятий, учреждений, организаций решения вышестоящего органа.

Больше всего Севастопольскому городскому управлению юстиции приходится сотрудничать с Севастопольской городской государственной администрацией. Так, из 55 актов, поданных на регистрацию в 2002 году, 27 актов были изданы городской администрацией. Также плодотворно ведется работа и с Севастопольской таможней, управлением охраны здоровья.

В проведении правовых экспертиз немалую помощь нам оказывают Севастопольское городское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины и представительство Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в городе Севастополе, согласовывающие визы которых зачастую являются обязательными.

С начала регистрации нормативно-правовых актов в Севастополе в государственный реестр внесено 385 актов, по районам — 141 акт.

Проводится огромная работа по пересмотру нормативно-правовых актов и приведению их в соответствие с действующим законодательством и Конституцией Украины. С этой целью управление юстиции проводит проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации правовых актов. За 2002 год проведено 38 проверок, пересмотрен 6921 правовой акт, выявлен 41 таких, что подлежали государственной регистрации, но поданы регистрирующему органу не были.

Несомненно то, что проведение правовых экспертиз нормативных актов, которые затрагивают права и свободы граждан, и внесение таких актов в единый государственный реестр являются одним из механизмов защиты прав, свобод и законных интересов людей, проживающих в Украине. А как известно, человек и его права и свободы провозглашены главной ценностью в нашем государстве.

Другие статьи этого номера