У врачебной ошибки особый характер

В редакционной почте нет большего числа благодарных писем, чем в адрес медиков. Но и большего числа жалоб тоже нетВ редакцию газеты «Слава Севастополя». 17 декабря 2002 года я возвращалась домой со своей сотрудницей. На переходе на улице Руднева в 17 часов меня сбил автомобиль. В бессознательном состоянии я была доставлена в первую городскую больницу в нейрохирургическое отделение. Пришла в себя только через сутки.

При обследовании был установлен диагноз: сотрясение головного мозга, ушиб левого плечевого сустава, бедра, голени. Состояние было очень тяжелое. Особенно мучила боль в левой ноге. Я не могла спать даже после приема снотворного. Каждый день я обращалась к лечащему врачу с просьбой, чтобы он меня посмотрел, но он не хотел уделить даже минуту внимания. На все вопросы отвечал: «У вас все хорошо».

Я была вынуждена обратиться к заведующему отделением. Он проверил снимки от 17.12.2002 г. и сказал мне и лечащему врачу, что здесь перелом. Зав.отделением потребовал сделать повторный снимок. Но лечащий врач не хотел меня отправить на рентген. Родственникам сказал, что меня повезут делать снимок, когда растает снег.

Родственники наняли автомобиль и свозили меня на рентген сами. На снимке был четко виден перелом малоберцовой кости левой ноги, и уже только 26.12.2002 г. нога была загипсована. Итак, я неделю мучилась от боли, а лечащий врач о том не беспокоился. Из-за его невнимательности я на много лишних дней была прикована к постели…

К письму в редакцию приложены копии выписки из эпикриза и больничного листа.

Людям, профессионально далеким от медицины, непросто судить, кто виноват, а кто прав. Ошибка врача, конечно, быть может. Но и среди пациентов люди встречаются разные. Мы показали письмо Л.Ф.Кривицкой заместителю начальника городского отдела здравоохранения В.И.ПОЛОГОВУ и попросили дать совет тем, кто кипит желанием найти «управу».

— В случае с вашей читательницей желательно было бы увидеть снимки. Бывает, что рентгеновский снимок не все сразу показывает или речь может идти о низкой квалификации рентгенолога. То, что лечащий врач не спешил делать повторные снимки, тоже можно объяснить — серьезный ушиб причиняет сильные страдания. В любом случае, когда возникают спорные ситуации, скоропалительные ответы неуместны.

— Если больной недоволен ходом лечения, к кому он может обратиться?

— Если возникают сомнения в компетенции лечащего врача, разумно обратиться к заведующему отделением. На эти должности назначаются наиболее квалифицированные специалисты, уполномоченные вмешиваться в организацию лечебно-диагностического процесса, вплоть до замены врача. Возможно, завотделением разрешит конфликтную ситуацию в самом ее начале. В противном случае можно обратиться к главному врачу больницы, несущему ответственность за все действия медицинского персонала. В сложных диагностических случаях создаются комиссии, куда входят руководители горздравотдела, лечебных учреждений, главные специалисты города, самые опытные и квалифицированные профессионалы. Если уж и это не помогает, тогда мы направляем пациентов в центральные научно-исследовательские институты.

— Что можно предпринять, если характер конфликта не в диагнозе, а во взаимоотношениях больного и врача?

— С жалобой на нарушение врачебной этики можно обратиться к руководителю медицинского учреждения, к руководителю горздрава. Юридическим основанием для взыскания служит письменная форма обращения, при этом анонимные жалобы не рассматриваются. К тому же у каждого руководителя есть дни, часы, отведенные для приема по личным вопросам. Более того, согласно Конституции Украины любой гражданин вправе обращаться в правоохранительные органы — в прокуратуру, в суды, к частному адвокату наконец.

— Какие меры воздействия могут быть применены к медицинскому работнику?

— Такие же, как и к любому другому сотруднику любого другого учреждения. Административные наказания определены КЗОТом, в случае установления вины судом наказания определены Уголовным, Гражданским кодексами.

Понятие врачебного долга пока еще никто не отменял. Даже самое легкое пренебрежение не оправдывают ни мизерные зарплаты, ни отсутствие условий или необходимых инструментов под рукой. Да, в любой человеческой деятельности не обходится без ошибок. Но у врачебной ошибки особый характер, потому что цена тоже особая — человеческая судьба, здоровье, а может, и вся жизнь.

Автора вышеприведенного письма совсем нетрудно понять. Она обращалась к лечащему врачу, а лечить — значит добиваться эффекта, значит, унять боль. А боль надо снимать всеми мерами. Пожалуй, это уместно заметить, даже не имея медицинского диплома.

За два последних года количество обращений жителей Севастополя в Министерство охраны здоровья сократилось на 30 процентов. По количеству обращений, обусловленных неудовлетворительным медицинским обслуживанием, Севастополь занимает в Украине пятое рейтинговое место. Зато увеличилось в 1,9 раза количество обращений жителей в городское управление здравоохранения. Это говорит о том, что все большее число проблем, возникающих у граждан, разрешается на региональном уровне. И только на работу двух больниц не было жалоб за три последних года: на 6-ю городскую больницу и на Орлиновскую участковую больницу.

Другие статьи этого номера